Vladikavkaz, Vladikavkaz, Russian Federation
Vladikavkaz, Vladikavkaz, Russian Federation
The paper is devoted to the analysis and assessment of the formation and development of proactive budgeting practices in the Republic of North Ossetia-Alania. The practice of proactive budgeting (PB) is a democratic process in which citizens can decide on the allocation and implementation of a portion of the state budget. The relevance of the research topic is due to the widespread use of proactive budgeting practices at the municipal level in the Russian Federation. The purpose of the study is to analyze and assess the current state of proactive budgeting practices in the Republic of North Ossetia-Alania. The research materials include federal laws, government regulations, data from official sources on the implementation of information security projects in the region and Russia, and the works of domestic authors on the formation and development of proactive budgeting. In the process of this issue research, general scientific methods were used: qualitative and quantitative methods, comparative analysis and structure analysis, special research methods in the form of system analysis and strategic planning. As a result of the study, the formation and development of proactive budgeting in the region was studied, the current level of information security development in the Republic of North Ossetia-Alania was determined, arguments were given about the need to develop information security practices, and measures were proposed for the further stable development of initiative budgeting practices in the region.
proactive budgeting, proactive projects, budget, region, Republic of North Ossetia-Alania
Введение. Инициативное бюджетирование представляет собой демократический процесс, в ходе которого граждане могут принимать решение о распределении и реализации части государственного бюджета. За рубежом инициативное бюджетирование представлено под наименованием «Participatory budgeting», что можно толковать как составление бюджета на основе широкого участия. Данная практика зародилась в бразильском городе Порту-Алегри в 1989 году.
В тот период она представляла собой меру по борьбе с бедностью и помогла снизить детскую смертность почти на 1/5 часть. С этого времени практика составления бюджета на основе широкого участия населения получила значительную популярность в более чем 7000 городов по всему миру, она применялась в работе бюджетов штатов, округов, городов, жилищных образований, школ и других учреждений. В зарубежных СМИ эта практика обозначалась как «революционная гражданская политика в действии». Считается, что она углубляет демократическое влияние и улучшает коммуницированность населения и обеспечивает большую справедливость распределения государственных ресурсов.
Результаты исследования и их обсуждение. Нормативно-правовая база России находится в постоянном движении, она развивается в зависимости от современных социально-экономических реалий, а также запросов государства, общества и бизнеса. Исключением постоянного движения не являются и бюджетные правоотношения. Все сильнее государство внедряет гражданское участие в бюджетный процесс.
В январе 2021 года Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» были внедрены инициативные проекты, представляющие собой дополнительную форму участия граждан страны в реализации местного самоуправления [2].
Принятие данного ФЗ обусловлено направленностью на доведение доли распределения местных бюджетов с участием граждан до 5 %. Инициативные проекты направлены на то, чтобы часть средств местных бюджетов распределялась на инициативных решениях граждан муниципальных образований, а также под их контролем. С новым проектом может выступить инициативная группа, численность которой составляет не менее 10 человек, являющихся гражданами муниципального образования, в котором данный проект будет рассматриваться для принятия, и проживающих на его территории, а также тех, кто достиг 16 лет; органы территориального общественного самоуправления и главы сельского населенного пункта [12].
В современном мире инициативное бюджетирование представляется довольно актуальным и значимым для деятельности органов государственной власти. Правительство Российской Федерации в последние годы активно старается развивать данное направление. Основной задачей в развитии инициативного бюджетирования является внедрение и обучение механизма участия населения в решении социально-экономических вопросов развития территорий на основе инициативного бюджетирования [6–11].
С какой же целью государство стало так активно решать вопрос становления и развития инициативного бюджетирования? В перспективе развития инициативного бюджетирования, на наш взгляд, предполагается наличие множества мощных и долговременных последствий для государства. Основными из них являются следующие:
- Повышение гражданской активности. Участвуя в инициативном бюджетировании, люди учатся демократии. Кроме того, процесс инициативного бюджетирования – это дорога к большей гражданской активности на протяжении всего жизненного процесса. Все участники могут наблюдать за реализацией своих идей в реальном мире и результатами своей «инвестиционной» деятельности, направленной внутрь общества, что зачастую воодушевляет и нацеливает на дальнейшее активное участие в жизнедеятельности государства. Еще одной формой проявления повышения уровня гражданской активности является более вовлеченное участие в выборочном процессе. Наблюдая за результатами своей деятельности, люди будут активнее влиять на позитивные процессы в жизни государства.
- Укрепление отношений между населением, правительством и различными общественными организациями. Инициативное бюджетирование ведет к расширению сотрудничества между населением и правительством. Участники встречаются и работают непосредственно с выборочными должностными лицами, персоналом агентств и институций, другими подразделениями городского правительства.
- Активизация участия в политической жизни. Инициативное бюджетирование открыто и доступно для людей, которые сталкивались с историческими препятствиями на пути участия и голосования. Модель инициативного бюджетирования включает в себя значительные ресурсы для глубокого охвата населения, чтобы гарантировать участие каждого.
- Новые лидеры. Существуют различные возможности для лидерства в инициативном бюджетировании. Участники приобретают ценные навыки и компетенции. В частности, молодежь имеет возможность повысить уверенность, коммуникативные навыки и лидерство.
- Более справедливое и эффективное расходование средств. Финансирование государства в большей степени зависит от выраженных общественных потребностей. Население непосредственно принимает решения, то есть решения принимаются не ограниченным числом чиновников. Население выдвигает инновационные идеи по расходованию средств. Часто идеи, предлагаемые для инициативного бюджетирования, являются сигналом для должностных лиц о том, что в этом есть необходимость, что приводит к финансированию данной идеи за пределами проекта инициативного бюджетирования [13, 14, 15].
В 2022 году получила продолжение практика информационных и обучающих мероприятий в области инициативного бюджетирования. Было проведено 14 информационно-обучающих мероприятий, имеющих различные форматы участия, в которых приняли участие около 4000 делегатов территорий России и муниципальных образований. Кроме того, в 74 субъектах Российской Федерации были утверждены нормативно-правовые акты мероприятий по развитию инициативного бюджетирования.
В Республике Северная Осетия-Алания инициативные проекты начали свое развитие в 2015 году в виде ППМИ[1], однако развивалось оно на протяжении 6 лет «обрывочно» ввиду наличия различных социально-экономических ситуаций, таких как эпидемия COVID-19. Можно сказать, что толчок развития инициативное бюджетирование получило в республике только после наступления второй половины 2021 года.
Республика Северная Осетия-Алания, как и другие субъекты Российской Федерации, планирует динамичное развитие и реализацию практик инициативного бюджетирования на своей территории. Для достижения этой цели в регионе предпринимаются самые активные действия. Так, для обеспечения дополнительного вида участия граждан в реализации местного самоуправления (проекты инициативного характера в рамках Федерального закона от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ) в конце сентября 2021 года исполнительный комитет Совета муниципальных образований республики в лице исполнительного директора Бориса Дзестелова совместно с заместителем начальника образовательных программ и организационного развития Красноярского краевого ККГБУ ДПО "ИГМУ" Натальи Здоровой, а также полномочного представителя главы РСО-Алания в Совете муниципальных образований Геннадия Родионова, было проведено дистанционное рабочее совещание с представителями 8 муниципальных районов и городского округа г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания. Это совещание было посвящено вопросу создания и реализации прохождения дистанционного обучения по ДПП (36 ч) «Инициативное бюджетирование в практике местного самоуправления» в период с 24 сентября по 9 ноября 2021 года. Задача состояла во внедрении инициативного бюджетирования в деятельность органов местного самоуправления и реализацию закона, который направлен на достижение за 3-летний период доли распределения местных бюджетов с участием граждан до 5 % (как указано в поручении президента РФ Владимира Путина). Инициаторами проектов могут быть, как было сказано выше, инициативная группа, состоящая из не менее 10 человек, достигших 16-летнего возраста, а также проживающих на территории своего муниципального образования; коллектив территориального общественного самоуправления и глава поселения. После прохождения обучения и успешного тестирования слушатели курса получат удостоверение о повышении квалификации. Результатом того, что было сказано выше, следует, что субъекты Российской Федерации нацелены не только на свое развитие, но и на развитие других субъектов, что происходит посредством обмена информационными данными, консультирования и помощи в процессе реализации различных мер.
В рамках реализации мер по развитию инициативного бюджетирования в республике была обновлена законодательная база. Так, например, в апреле 2021 года было принято постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 апреля 2021 г. № 88 «О конкурсном отборе на территории Республики Северная Осетия-Алания проектов инициативного бюджетирования, направленных на развитие общественной инфраструктуры» [1]. Данное постановление предписывает ряд правил и норм проведения отбора проектов в области ИБ в сфере общественной инфраструктуры на конкурсной основе.
Так, в ходе реализации данного постановления в 2022 году, победив в рамках конкурса проектов инициативного бюджетирования, с. Эльхотово получило 2 млн 700 тыс. руб. на устройство водостока и благоустройство территории коммерческого квартала по ул. Братьев Бароевых. Как отметил Борис Джанаев: «Республиканский конкурс – это хороший механизм, направленный на улучшение качества жизнедеятельности в населенных пунктах республики». Он подчеркнул важность того, что именно жители районов самостоятельно принимают участие (и довольно активное) в определении тех объектов, которые нужны. А цель правительства состоит в выделении бюджетных средств на их реализацию.
В текущий момент на территории республики планируется реализация еще четырех проектов ИБ. Это решение было принято на заседании республиканской конкурсной комиссии в соответствии с постановлением правительства Республики Северная Осетия-Алания № 88. В текущем году на рассмотрение в конкурсную комиссию были направлены 9 проектов инициативной формы, 4 из которых прошли процедуру конкурсного отбора, и на реализацию оных было предусмотрено выделение 15 млн руб. [3]. В число данных проектов вошли такие, как благоустройство парковой зоны в селе Дзуарикау; обустройство зоны отдыха и создание мини-футбольной площадки в селе Комсомольское и физкультурно-оздоровительной площадки открытого типа территории средней образовательной школы № 6 в городе Беслан; организация аналогичной спортивной площадки в селе Ольгинское. Завершение работ в рамках реализации этих четырех проектов планируется в текущем году [4].
Развитие инициативного бюджетирования на территории республики только-только начало набирать обороты. Однако, наблюдая за тем, как уже реализуются инициативные проекты, можно сказать, что в перспективе ближайших лет практика инициативного бюджетирования наберет крутые обороты. Для приведения этого в действительность необходимы несколько моментов: во-первых, важна активная инициатива населения, без которой какие бы средства не выделяло государство, какие бы действия не принимались правительством, реализация практик ИБ была бы невозможна; во-вторых, не менее важным элементом является сопровождение процесса ИБ. Это нужно для достижения высокого уровня доверительных отношений между населением и государством, для упрощения действий инициативного населения, направленных на реализацию проектов и т.д.
Под сопровождением процесса инициативного бюджетирования нами понимается следующее:
- процедура участия граждан (организация собраний по выдвижению проектов, многоканальное вовлечение, цифровые инновации);
- организация сопровождения процесса инициативного бюджетирования (создание проектного центра ИБ на этапе запуска и пилотирования программы, обеспечение сопровождения, организация сопровождения, автоматизация управления, функциональные возможности);
- образовательный модуль программы ИБ (повышение бюджетной и финансовой грамотности, обучение муниципальных служащих, развитие компетенций в области ИБ, информационно-обучающие мероприятия);
- информирование и продвижение (информационная поддержка, организация информационной компании, медиа сопровождение процесса ИБ, поддержка в социальных сетях);
- брендинг и позиционирование программы ИБ.
Стоит отметить и необходимые элементы реализации проектов инициативного бюджетирования:
- стратегия развития ИБ;
- финансовое обеспечение проектов;
- оценка результатов реализации ИБ;
- поддержка развития на муниципальном уровне;
- обмен опытом.
В целом, оценивая положительные стороны инициативного бюджетирования в разрезе Российской Федерации, можно сказать, что в стране были достигнуты основные цели в виде привлечения граждан в процедуру решения проблем на местном уровне по реализации инициативных микропроектов [5]. Выросла социальная активность населения, снизился уровень иждивенческого настроя, появилось больше доверия населения к государству.
Заключение. Субъекты Российской Федерации нацелены не только на свое развитие, но и на развитие других субъектов, что происходит посредством обмена информационными данными, методами консультирования и помощи в процессе реализации различных мер. В рамках реализации мер по развитию инициативного бюджетирования в Республике Северная Осетия-Алания была обновлена законодательная база. В настоящее время на территории республики планируется реализация еще 4 проектов ИБ. Это решение было принято на заседании республиканской конкурсной комиссии в соответствии с постановлением правительства Республики Северная Осетия-Алания № 88. В текущем году на рассмотрение в конкурсную комиссию были направлены 9 проектов инициативной формы, 4 из которых прошли процедуру конкурсного отбора, и на реализацию оных было предусмотрено выделение 15 млн руб. Развитие инициативного бюджетирования на территории Республики, можно сказать, только-только начало набирать обороты, но уже реализуются инициативные проекты.
[1] ППМИ представляет собой практику инициативного бюджетирования, основанную на непосредственном вовлечении населения в вопросы местного значения, установлении приоритета направлений расходования части бюджетных средств и контроле их реализации.
1. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 13.04.2021 g. № 88 «O konkursnom otbore na territorii Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya proektov iniciativnogo byudzhetirovaniya, napravlennyh na razvitie obschestvennoy infrastruktury». Vladikavkaz, 2021.
2. Federal'nyy zakon ot 20.07.2020 g. №236-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obschih principah mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii"». M., 2020.
3. Severo-Osetinskiy informacionnyy sayt. URL: https://osnova.news/n/20940/?ysclid=lmgkpi2tl2261370812.
4. Tam zhe.
5. Centr iniciativnogo byudzhetirovaniya NIFI Ministerstva finansov Rossiyskoy Federacii pri podderzhke Departamenta byudzhetnoy metodologii i finansovoy otchetnosti v gosudarstvennom sektore: doklad o luchshey praktike razvitiya iniciativnogo byudzhetirovaniya v sub'ektah Rossiyskoy Federacii i municipal'nyh obrazovaniyah. M., 2022.
6. Kotov D.V., Kachalkina K.G., Kulikov A.V. Urovni zrelosti upravleniya praktikami iniciativnogo byudzhetirovaniya: teoriya i aprobaciya // RPPE. 2023. № 1 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-zrelosti-upravleniya-praktikami-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-teoriya-i-aprobatsiya (data obrascheniya: 12.09.2023).
7. Boycov P.A., Dorofeev M.L. Perspektivy razvitiya iniciativnogo byudzhetirovaniya v usloviyah mobilizacionnoy ekonomiki // Vestnik GUU. 2023. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-v-usloviyah-mobilizatsionnoy-ekonomiki (data obrascheniya: 12.09.2023).
8. VIII Vserossiyskiy konkurs proektov iniciativnogo byudzhetirovaniya. URL: https://moifinansy.rf/konkurs-iniciativnogo-byudzhetirovaniya.
9. URL: http://ppmi24.ru/news/educationforum?ysclid=lmc7w1uro2791124826.
10. Vekerle K.V., Sokolov I.A. Perspektivy i usloviya vostrebovannosti iniciativnogo byudzhetirovaniya v Rossii // Ekonomicheskaya politika. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-usloviya-vostrebovannosti-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-v-rossii (data obrascheniya: 24.09.2023).
11. Krasil'schikov G.G., Troickaya E.A., Marasanova I.V. Realizaciya proektov iniciativnogo byudzhetirovaniya: praktika informacionnogo soprovozhdeniya // Voprosy upravleniya. 2018. № 3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektov-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-praktika-informatsionnogo-soprovozhdeniya (data obrascheniya: 24.09.2023).
12. Leshenko Yu.Yu. Iniciativnoe byudzhetirovanie // Forum molodyh uchenyh. 2019. № 6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie (data obrascheniya: 24.09.2023).
13. Vagin V.V. Iniciativnoe byudzhetirovanie: strategiya razvitiya vtoraya Vserossiyskaya konferenciya po iniciativnomu byudzhetirovaniyu // Finansovyy zhurnal. 2016. № 6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-strategiya-razvitiya-vtoraya-vserossiyskaya-konferentsiya-po-initsiativnomu-byudzhetirovaniyu (data obrascheniya: 24.09.2023).
14. Vagin V.V., Shapovalova N.A. Iniciativnoe byudzhetirovanie i smezhnye praktiki // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2016. № 38 (320). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-i-smezhnye-praktiki (data obrascheniya: 24.09.2023).
15. Fenin A.Yu. Vserossiyskiy seminar-soveschanie "iniciativnoe byudzhetirovanie na territorii gorodskih okrugov" // Finansovyy zhurnal. 2016. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskiy-seminar-soveschanie-initsiativnoe-byudzhetirovanie-na-territorii-gorodskih-okrugov (data obrascheniya: 24.09.2023).