Одним из недостатков метода определе-ния состояния ЦПГ по расходу картерных га-зов является его высокая погрешность. Она связана в первую очередь с тем, что при из-мерении расхода картерных газов приходится встречаться с таким отрицательным эф-фектом, как их пульсация. Величина пульсаций картерных газов у разных конструкций двига-телей сильно отличается, и погрешность рассмотренного метода широко варьируется. Для установления причин, вызывающих пуль-сацию потока картерного газа при измерении его расхода, предложена методика теорети-ческих и стендовых исследований. Расчёт величины изменения объема картера двига-телей внутреннего сгорания по углу поворота коленчатого вала проводили для основных наиболее популярных конструкций по количе-ству и расположению цилиндров. Для сравне-ния величин пульсаций разных конструкций конструктивные параметры ЦПГ и КШМ были привязаны к одному двигателю - ЗМЗ-406. Проведенными исследованиями доказано, что главная причина отличия величины пульсаций картерных газов у разных двигателей внут-реннего сгорания зависит от таких конст-руктивных параметров двигателя, как число и расположение цилиндров, угол заклинки колен-чатого вала. Выявлены наиболее подходящие для данного метода двигатели. Это рядные 3-, 5- и 6-цилиндровые, а также V-образные 6-, 8- и 12-цилиндровые двигатели. Также воз-можно применение этого метода, но уже с большей погрешностью (примерно на 3-10% в зависимости от чувствительности расходо-мера), для рядных 4-цилиндровых, 2-цилиндровых с углом заклинки 180˚ и V-образного 4-цилиндрового двигателей.
величина пульсаций кар-терных газов, поправка Ф. Брикса, конструк-тивные параметры двигателя
1. Технические средства диагностирования: справ. / В.В. Клюев, П.П. Пархоменко, В.Е. Абрамчук [и др.]; под общ. ред. В.В. Клюю-ева. - М.: Машиностроене, 1989. - 672 с.
2. Бах А.Н. Исследование работоспособности цилиндропоршневой группы двигателя СМД-14 при эксплуатации его в условиях Новосибирской области: дис.. канд. техн. наук. - Новосибирск, 1974. - 150 с.
3. Терских И.П. Диагностика технического со-стояния тракторов: учеб. пособие. - Ир-кутск, 1975. - 159 с.
4. Станиславский Л.В., Улановский Э.А., Иг-натов О.Р. Диагностирование цилиндро-поршневой группы дизеля по расходу кар-терных газов // Двигателестроение. - 1983. - № 11. - С. 37-38.
5. Венцель С.В., Коровянский И.А. Газодина-мический фон в картере двигателя // Двига-телестроение. - 1982. - № 1. - С. 32-36.
6. Коньков А.Ю., Лашко В.А. Средства и ме-тоды диагностирования дизелей по индика-торной диаграмме рабочего процесса. - Хабаровск: Изд-во ДВГУ-ПС, 2007. - 147 с.
7. Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчёт автотракторных двигателей: учеб. - М.: Колос, 1984. - 335 с.
8. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ 3110 / под ред. Ю.В. Кудряв-цева. - М.: Колесо, 2000. - 336 с.