Цель исследования состоит в представлении комплексной модели кластерного развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики Алтайского края. Объектом исследования являет-ся рынок международного туризма. Предметом - социально-экономические отношения, обусловливающие развитие международ-ного туризма на региональном уровне. В процессе работы применя-лись такие методы, как анализ и синтез, группировка и классифика-ция, индукция и дедукция, сравнения, экономико-статистические ме-тоды, детерминированный и стохастический факторный анализ, экономическое моделирование. В работе предложен алгоритм кла-стеризации отрасли экономики. На первом этапе определена целесо-образность развития сфер экономики по кластерному типу с приме-нением стратегического SWOT-анализа и глубокого рассмотрения приоритетности отраслей. Проведена сегментация территории ре-гиона с целью выделения на карте оптимальных участков для созда-ния туристических кластеров, выделено три зоны, наиболее привле-кательных для кластеризации: западная, северо-восточная и юго-восточная. Выделены пять основных направлений реализации кла-стерной политики: развитие инфраструктуры, туроператорской и турагентской деятельности, сохранение природно-климатических ресурсов, поддержание культурно-исторического наследия, формиро-вание менталитета и поддержание должного уровня воспитания граждан. Определены индикаторы для оценки эффективности реали-зации комплексной кластерной модели развития международного ту-ризма. Значения индикаторов рассчитаны для региона до 2024 г., при этом они могут быть адаптированы и рассчитаны как для регио-нальных экономик, так и для экономик отдельных стран. Реализация комплексной кластерной модели способна оказать долгосрочное по-ложительное влияние и увеличить вклад международного туризма в экономику. Данный комплексный подход позволяет повысить эффек-тивность реализации политики развития международного туризма как приоритетной отрасли экономики. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов исследования на практике в процессе реализации политики по разви-тию отрасли международного туризма.
туризм, международный туризм, кластер, развитие
1. Структура валового регионального продукта. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43890.do.
2. Наш общий дом - Алтай. - URL: http://nko22.ru/projects/nash-obshchiy-dom-altay.
3. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» от 23.12.2010 г. № 583. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499107831.