Russian Federation
The paper is devoted to the current problem of the export and raw materials model of development of the Russian agro-industrial complex. The purpose of the study is to determine the characteristics of state support for subjects of the oil and fat subcomplex of the regions of Siberia and assess its impact on the development of export activities. Objectives of the study: analysis of trends in the development of the oil and fat subcomplex in the regions of the Siberian Federal District (SFO) and characterization of the current state of export activities; assessment of the impact of state support on the development of production and export of oil and fat subcomplex products in the regions of the Siberian Federal District. The study presents a ranking of the Siberian Federal District entities by the level of export potential of the agro-industrial complex; a strategic portfolio analysis of the agroexport of the Siberian Federal District for 2019–2021; the dynamics of sown areas, gross harvest of oilseeds and spring rape, production of vegetable oils and their fractions, export of oil and fat products of the entities of the Siberian Federal District. Using the example of the Krasnoyarsk Region, current measures to support oilseed production are considered and an assessment is made of the impact of government funding on the efficiency of oilseed production. A conclusion is made about the dependence of the efficiency of small-scale production on budget financing of the sub-sector. The main attention is paid to the need to develop processing and deep processing of oilseeds in the regions of Siberia. Measures are proposed to support the development of the oil and fat subcomplex of the agro-industrial complex of the regions of the Siberian Federal District in a number of areas, as well as strengthening their financial support. According to the authors, the organization of high-tech production facilities in the oil and fat industry will make it possible to fully realize the export potential of the oil and fat subcomplex of the agro-industrial complex of the regions of Siberia.
agroexport, oil and fat subcomplex, oilseeds, oil and fat products, government support, production efficiency, Siberian Federal Distric
Введение. В современных условиях экспорт продукции АПК является сектором потенциального роста национальной экономики Российской Федерации (РФ). По данному направлению, которое преимущественно остается сырьевым, существуют значительные резервы роста, воспользоваться которыми вполне возможно, совершенствуя меры государственной поддержки.
Традиционным для российского агроэкспорта является «трио» продукции «зерно – растительное масло – рыба», которые реализуются преимущественно на низкомаржинальных и среднемаржинальных рынках. Зерновая, масложировая и рыбная подотрасли АПК РФ находятся в состоянии устойчивого равновесия, насыщенности рынка, обеспечивают внутренние потребности населения страны, в том числе благодаря государственному регулированию. Дальнейшее их развитие, прежде всего, связано с наращиванием экспортных поставок продукции.
Самообеспеченность масложировой продукции в РФ ежегодно растет и в 2021 году составила 211 %, что создает резервы для дальнейшего наращивания экспортных поставок. В период с 2018 по 2022 г. масложировая отрасль РФ демонстрировала устойчивый и самый большой совокупный среднегодовой темп роста экспорта (+30 %). Ключевыми предпосылками развития экспорта продукции масложирового подкомплекса АПК РФ являются высокая маржинальность масличных культур и продуктов их переработки, стабильный спрос на сырье и готовую масложировую продукцию, приоритетность и поддержка подотрасли внутри страны, благоприятная конъюнктура на внешних рынках, растущие мощности по переработке масличных культур и развитие животноводства в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в изучении состояния государственной поддержки субъектов масложирового подкомплекса регионов Сибири и выявлении направлений ее развития в условиях агроэкспорта.
Задачи исследования: проанализировать тенденции развития масложирового подкомплекса в регионах Сибирского федерального округа (СФО) с характеристикой текущего состояния экспортной деятельности; дать оценку влияния государственной поддержки на возделывание масличных культур в регионах СФО и экспорт масложировой продукции; дополнить перечень мер государственной поддержки субъектов масложирового подкомплекса АПК в условиях развития агроэкспорта РФ.
Материалы и методы исследования. В работе использованы данные Росстата, Министерства сельского хозяйства России, Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический и другие.
Результаты исследования и их обсуждение. Сибирский федеральный округ занимает четверть территории России. Приоритетом его развития является переход от добычи сырья к производству продукции высоких технологических переделов, несмотря на историческую связь экономического потенциала Сибири с освоением уникальной сырьевой базы
[1, 2].
Сибирский федеральный округ –крупнейший макрорегион Российской Федерации, способный производить качественную, технологичную, экологичную продукцию АПК как для обеспечения внутренних потребностей, так и для внешних рынков. СФО ежегодно наращивает экспорт продукции АПК, реализуя региональные программы поддержки агроэкспорта. С начала реализации федерального и региональных проектов «Экспорт продукции АПК» агроэкспорт регионов СФО увеличился почти в два раза (+893 млн долл. США) и составил в 2021 г. 1811,6 млн долл. США.
Ранжирование субъектов РФ по трем группам в рамках специальной методики Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России (далее – ФЦ Агроэкспорт) осуществляется на основании показателя «объем экономики АПК». Так, в 2021 году субъекты СФО распределились следующим образом:
- 1-я группа: Алтайский край;
- 2-я группа: Иркутская, Омская, Новосибирская области, Красноярский край;
- 3-я группа: Кемеровская и Томская области, республики Хакасия, Алтай, Тыва [3].
Согласно интегральному рейтингу субъектов РФ по уровню развития экспортного потенциала АПК, субъекты СФО входят преимущественно во вторую и третью группу. Стратегический портфельный анализ агроэкспорта СФО за 2019–2021 гг. позволил определить перспективные товарные группы продукции АПК макрорегиона, исходя из их положения на рынке относительно роста рынков продукции и занимаемой доли. В результате продукция масложирового подкомплекса АПК СФО занимает особое место среди других товарных категорий агроэкспорта (рис. 1).
Рис. 1. Матрица «рост-доля рынка» экспорта продукции АПК субъектов СФО (диаметр круга товарной группы пропорционален ее доле в общей выручке)
Масложировой подкомплекс АПК представляет собой интегрированную систему технологически и экономически связанных отраслей и подотраслей народного хозяйства, общей целью которых является возделывание, переработка, реализация масложировой продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности страны и сырьем смежных отраслей АПК, а также организация экспортных поставок в случае излишка [4]. К масложировой продукции относятся масла растительные и продукция, изготавливаемая на основе растительных или растительных и животных масел, и жиров с добавлением или без добавления воды, пищевых добавок и других ингредиентов.
Одной из предпосылок развития экспорта продукции масложирового подкомплекса АПК Сибири является тот факт, что в течение последних десяти лет на территории СФО наблюдается ежегодный рост производства масличных культур. Здесь сформирован набор возделываемых масличных культур, адаптированный к особенностям климатических условий округа. Среди них яровой рапс, масличный лен, соя, подсолнечник, рыжик, горчица.
Активное возделывание масличных культур повлияло на структуру посевных площадей: прослеживается уменьшение доли зерновых и зернобобовых культур и увеличение доли масличных культур, включая яровой рапс. Текущее положение дел вызвано высокой рентабельностью и спросом на масличные семена на внутреннем и внешнем рынках. Посевная площадь масличных культур в хозяйствах всех категорий Сибирского федерального округа в 2021 г. составляла 2407 тыс. га, или 213 % к 2016 году, доля в общей посевной площади – 16,8 % (рис. 2). Однако в целом доля посевных площадей масличных культур в субъектах СФО остается незначительной (от 2 до 18 %).
Рис. 2. Доля масличных культур в посевных площадях сельскохозяйственных культур СФО в 2016–2021 гг. [5]
В 2021 году объем производства масличных культур субъектов СФО составил 3016,3 тыс. т, или 301,4 % к 2016 г. (рис. 3).
Рис. 3. Валовый сбор масличных культур в СФО, тыс. т [5]
В округе одной из основных масличных культур является яровой рапс. В 2022 году в ТОП-20 регионов РФ входили пять регионов СФО ‒ Красноярский, Алтайский края, Кемеровская, Омская, Иркутская области, на которые приходилась треть, или 32,8 % от общего объема валовых сборов семян рапса в России [6].
Развитие переработки масличного сырья в регионах Сибири увеличивает производство пищевых масел растительных нерафинированных. Так, в 2022 г. производство масел растительных и их фракций (нерафинированные) в СФО составило 605 тыс. т, или 218 % к 2018 году, доля СФО в производстве РФ растет и в 2022 г. составила 7,6 % (рис. 4).
Рис. 4. Производство масел растительных и их фракций (нерафинированные) [5]
Наибольший вклад в производство масел растительных и их фракций среди регионов СФО вносят Алтайский край, Омская и Иркутская области, что свидетельствует о наличии мощностей по переработке и развитию масложировой промышленности. Совсем отсутствует производство, а следовательно, и переработка масличных культур в трех республиках округа ‒ Хакасии, Тыве, Алтае. Наименьший вклад (менее 5 %) в производство масел растительных и их фракций вносят такие регионы СФО, как Новосибирская и Кемеровская области, Красноярский край.
В СФО наблюдается отставание в объемах потребления растительных масел. Так, при медицинской норме на душу населения 12 кг в год потребление соответствует только в Иркутской и Омской областях ‒ 12,6 кг/чел., выше нормы в Томской области ‒ 14,6 кг/чел., которая является лидером среди регионов СФО. В результате в округе не достигнуто душевое потребление растительных масел по медицинским нормам. Достаточный объем выращивания масличных культур, постепенное развитие их переработки и конкурентоспособность пищевого рапсового масла среди других растительных масел позволяют судить о его возможности стать равноценным подсолнечному маслу и востребованным покупателями на внутреннем рынке. Экспорт излишка растительных масел становится целесообразным ввиду различий в культурах потребления. В России устойчиво сформировалась культура потребления растительных масел в пользу подсолнечного масла, рынок насыщен предложениями, а доля потребления «нишевых» масел составляет около 20 %, включая рапсовое масло (около 8 %).
Рассмотрим экспортную деятельность предприятий масложирового подкомплекса АПК субъектов СФО. По данным Федеральной таможенной службы, за анализируемый период с 2019 по 2021 г. экспорт масложировой продукции СФО увеличился на 90 млн долл. США в стоимостном объеме и сократился на 115 тыс. т в физическом объеме и составил в 2021 году 346,9 млн долл. США и 459 тыс. т соответственно. Среди регионов-лидеров СФО по объему экспортной выручки от реализации масложировой продукции находятся Алтайский край, Новосибирская и Омская области (табл. 1).
Таблица 1
Экспорт масложировой продукции* субъектов СФО в 2019–2021 гг. [7]
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. к 2019 г. |
|||
млн долл. |
% |
млн долл. |
% |
млн долл. |
% |
млн долл. |
|
Алтайский край |
115,8 |
45,1 |
153,3 |
36,5 |
130,7 |
37,7 |
14,9 |
Красноярский край |
13,2 |
5,1 |
31,3 |
7,5 |
4,9 |
1,4 |
-8,4 |
Иркутская область |
16,7 |
6,5 |
22,4 |
5,3 |
15,1 |
4,4 |
-1,6 |
Кемеровская область |
3,4 |
1,3 |
14,8 |
3,5 |
4,1 |
1,2 |
0,7 |
Новосибирская область |
38,2 |
14,9 |
91,9 |
21,9 |
81,9 |
23,6 |
43,7 |
Омская область |
66,7 |
26,0 |
85,9 |
20,4 |
96,6 |
27,8 |
29,9 |
Томская область |
2,5 |
1,0 |
18,4 |
4,4 |
9,7 |
2,8 |
7,2 |
Республика Алтай |
0,2 |
0,1 |
0,8 |
0,2 |
3,2 |
0,9 |
3,0 |
Республика Хакассия |
- |
- |
1,4 |
0,3 |
0,7 |
0,2 |
0,7 |
Республика Тыва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,0 |
Итого |
256,9 |
100 |
420,2 |
100 |
346,9 |
100 |
90,0 |
*ТН ВЭД (1201, 1204-1207, 1507, 1512, 1514, 1517, 2304).
За анализируемый период с 2019 по 2021 г. товарная номенклатура масложировой продукции регионов СФО включала следующие масличные культуры и продукты их переработки: семена рапса, льна, подсолнечника; семена и плоды прочих масличных культур; соевые бобы; масла рапсовое, соевое, подсолнечное; маргарин, жмыхи и другие твердые отходы.
В целом экспорт продукции масложирового подкомплекса АПК СФО можно охарактеризовать как сырьевой. В структуре экспортной выручки от масложировой продукции субъектов СФО от 63 до 72 % ее общего объема приходилось на семена масличных культур, то есть сырье (семена ярового рапса, масличного льна, соевые бобы). Положительная динамика экспорта продукции масложирового подкомплекса АПК в регионах СФО наблюдается, благодаря реализации региональных проектов «Экспорт продукции АПК» (далее – региональный проект) и государственной поддержке масличного производства.
Анализируя мероприятия и финансовое обеспечение региональных проектов субъектов СФО, следует отметить, что в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Иркутской, Томской, Омской областях, то есть в шести из десяти регионов СФО, до 2024 г. предусмотрены меры по предоставлению субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур. Данные мероприятия, прежде всего, ориентированы на достижение региональных результатов, в частности, физические и стоимостные показатели региональных проектов. Физический показатель заключается в приросте объема производства масличных культур (в тоннах) за счет государственной поддержки, направленной на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат организациям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур и (или) их реализацию [8]. Стоимостной показатель включает в себя основной и дополнительный. Первый определяет размер объема экспорта продукции АПК региона в целом, дополнительный показатель ‒ объем экспорта масложировой продукции региона (в долларах США). Однако, учитывая тот факт, что переработка не во всех регионах СФО одинаково развита, особую популярность обретают меры поддержки, направленные на возмещение части затрат организациям, осуществляющим выращивание масличных культур, а не их переработку.
На примере одного из субъектов СФО - Красноярского края – рассмотрим действующие меры поддержки [9]. В Красноярском крае государственная поддержка выращивания масличных культур осуществляется с 2020 г. Преимущественно финансирование идет за счет средств федерального бюджета, что составляет 95 % от общего их объема. В 2022 г. по указанному направлению сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено 319,4 млн руб., что в 34 раза больше суммы, предоставленной в 2020 г. (рис. 5).
Рис. 5. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края на развитие производства масличных культур, тыс. руб. [9]
В основном финансирование осуществляется в форме субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур в соответствии с федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» [10]. В отчетном году региональные субсидии были распределены на площади сельскохозяйственных культур – масличные культуры – и на возмещение текущих затрат на их выращивание. За период исследования количество получателей бюджетной поддержки на выращивание масличных культур также увеличилось с 26 сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2020 г. до 193 в 2022 г., в том числе количество получателей сельскохозяйственных организаций выросло с 17 до 118 ед. Таким образом, возделывание масличных культур привлекает не только сельскохозяйственные организации, а также ИП и К(Ф)Х.
В ходе исследования была выявлена зависимость эффективности производства масличных культур в сельскохозяйственных организациях Красноярского края от государственного финансирования. Для этого была проведена аналитическая группировка сельскохозяйственных организаций по сумме полученной государственной поддержки на выращивание масличных культур с лагом в 1500 тыс. руб. на одно хозяйство (табл. 2).
11 |
Влияние государственного финансирования на эффективность выращивания масличных культур в Красноярском крае, 2022 г. (рассчитано авторами)
Показатель |
Группы сельскохозяйственных организаций по сумме полученной государственной поддержки на развитие масличного производства, тыс. руб. на 1 хозяйство |
В среднем |
||||
I группа (0) |
II группа (от 0,1 до 1500) |
III группа (от 1500,1 до 3000) |
VI группа (от 3000,1 до 4500) |
V группа (свыше 4500,1) |
||
Количество хозяйств в группе |
27 |
48 |
12 |
14 |
16 |
23 |
Сумма субсидий в среднем на 1 хозяйство, тыс. руб. |
0 |
456,4 |
2122,2 |
3886,6 |
10896,2 |
2360,0 |
Средняя посевная площадь масличных культур, приходящаяся на 1 хозяйство, га |
1712 |
867 |
1145 |
1915 |
3688 |
1602 |
Доля группы в общей посевной площади масличных культур, % |
24,7 |
22,2 |
7,3 |
14,3 |
31,5 |
20,0 |
Средний валовой сбор семян масличных культур, приходящийся на 1 хозяйство, ц |
21933 |
12805 |
21924 |
38178 |
84095 |
28632 |
Доля группы в валовом сборе семян масличных культур (в весе после доработки), % |
17,6 |
18,3 |
7,9 |
16,0 |
40,2 |
20,0 |
Урожайность масличных культур (в весе после доработки), ц/га |
11,8 |
15,0 |
19,6 |
20,8 |
23,4 |
16,6 |
Средняя производственная себестоимость 1 ц семян масличных культур, руб. |
3177,1 |
2060,7 |
1566,7 |
1574,4 |
1504,9 |
2133,5 |
Уровень товарности, % |
64 |
64 |
72 |
59 |
55 |
63 |
Средняя цена реализации 1 ц семян масличных культур для посева и переработки, руб. |
2291,6 |
2734,4 |
2716,7 |
2700,3 |
3474,2 |
2731,2 |
Выручка от реализации семян масличных культур, приходящаяся в среднем на 1 хозяйство, тыс. руб. |
80918,1 |
26038,4 |
46019,6 |
79273,0 |
166365,1 |
66186,3 |
Доля группы в выручке от реализации семян масличных культур, % |
27,4 |
16,3 |
7,3 |
24,5 |
34,7 |
20,0 |
Прибыль от реализации масличных культур, приходящаяся в среднем на 1 хозяйство, тыс. руб. |
36495,7 |
9836,2 |
21793,9 |
36434,1 |
81485,9 |
29884,6 |
Средняя валовая рентабельность, % |
40,0 |
64,0 |
83,2 |
83,7 |
108,0 |
68,8 |
При этом были рассмотрены все сельскохозяйственные организации, возделывающие масличные культуры. Из 118 хозяйств было исключено ООО «Калиновское» Саянского района, так как в его отчетности отсутствуют данные о результатах деятельности, хотя субсидии были предоставлены и посев осуществлен. Все сельскохозяйственные организации были распределены на пять групп. В первую группу вошли 27 хозяйств, которые не получили субсидии. На предприятия данной группы приходится 24,7 % посевных площадей масличных культур (второе место среди всех групп) и 17,6 % валового сбора семян масличных культур (третье место среди всех групп). Средняя урожайность здесь самая низкая – 11,8 ц/га, что на 4,8 ц/га меньше среднекраевого значения. Это свидетельствует о недостатке агротехнических и других мероприятий из-за отсутствия достаточного финансирования, вследствие чего средняя производственная себестоимость 1 ц семян масличных культур здесь самая высокая – 3177,1 тыс. руб. Как следствие, валовая рентабельность на 28,8 % ниже, чем в среднем по краю, поэтому возделывание масличных культур в первой группе хозяйств менее эффективно.
Далее в каждой последующей группе наблюдается повышение производственных и экономических показателей деятельности организаций. В пятую группу включены организации, получившие субсидии в размере более 4500 тыс. руб. Среди них наибольшая поддержка предоставлена ООО Агрофирма «Учумская» (Ужурского района) – 21718,3 тыс. руб. и ООО «Ирина» (Идринского района) – 30008,2 тыс. руб. Хозяйства этой группы в большей степени специализируются на производстве масличных культур, о чем свидетельствует доля в посевной площади 31,5 %, валовом сборе – 40,2 %. Средняя урожайность максимальная – 23,4 ц/га. Эффективность функционирования предприятий заключительной группы характеризует и то, что здесь отмечена минимальная производственная себестоимость в 1504,9 тыс. руб/ц при максимальной средней цене реализации 3474,2 тыс. руб/ц. Средняя валовая рентабельность составила 108 %, что свидетельствует об инновационной направленности воспроизводственного процесса в хозяйствах группы.
Следует отметить, что хозяйства 4-й и 5-й групп в меньшей степени экспортноориентированы, так как реализуют в среднем лишь 57 % произведенных масличных семян, а остальная часть идет на внутрихозяйственное потребление в виде кормов. Поэтому данные субъекты имеют существенные перспективы в наращивании производства для последующей переработки семян, а также развития экспорта. В целом выявлена прямая зависимость эффективности выращивания масличных культур в рассматриваемом субъекте СФО от бюджетного финансирования подотрасли.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 г. стимулирование увеличения возделывания масличных культур на 2022 год и на плановый период c 2023 по 2024 г. продолжится в рамках реализации федерального проекта. Среди 43 субъектов РФ уже распределены объемы субсидий, включая субъекты СФО (Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Омская и Томская области). Указанные факты позволяют судить о том, что экспорт масложировой продукции СФО в перспективе сохранит сырьевую ориентацию, где основными товарными позициями будут масличные семена ‒ рапс, лен, соевые бобы. Этому будут способствовать низкие темпы развития масложировой перерабатывающей промышленности в отдельных регионах СФО, а также некоторые исключения, предусмотренные в документе о временном запрете на вывоз рапса из страны.
Согласно технологии производства, в результате переработки масличных культур в продукцию среднего технологического передела получаются пищевое и техническое растительные масла и в большом количестве жмых, который является ценнейшим компонентом для кормления крупного рогатого скота. В процессе глубокой переработки масличных культур в продукцию высокого технологического передела получаются изоляты, концентраты, лецитины и пр. Такая продукция создается в результате распространения технологий, превращающих отходы масличного производства в белковые продукты и компоненты, которые востребованы современной пищевой промышленностью.
Исследования авторов подтверждают, что организация переработки масличных культур способствует существенному повышению эффективности функционирования субъектов масложирового подкомплекса [11–17]. Для организации переработки и глубокой переработки масличных культур в регионах СФО требуется привлечение инвестиций в масложировой подкомплекс АПК для возведения новых производственных объектов. Такие инвестиционные проекты, как правило, характеризуются технологичностью, капиталоемкостью и продолжительностью.
По данным ФЦ Агроэкспорт, один проект в масложировой отрасли РФ по глубокой переработке оценивается в среднем в 5,2 года и стоимостью 4,8 млрд руб. [3]. При этом в 2022 году на 43 субъекта РФ выделено всего 4,8 млрд руб. на стимулирование увеличения производства масличных культур в форме субсидий. В этой связи в рамках региональных проектов субъектов СФО наряду с субсидиями на поддержку выращивания масличных культур требуются меры, способствующие развитию переработки масличных культур в готовую масложировую продукцию различного технологического передела. Дополнительные меры поддержки развития масложирового подкомплекса АПК, а также усиление их финансового обеспечения, необходимы по таким направлениям, как:
- предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на развитие пищевых и перерабатывающих производств и по кредитам на закупку сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья для последующей промышленной переработки и (или) промышленного производства продовольственных товаров;
- предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются техника, грузовые и специализированные автомобили, технологическое оборудование для пищевых и перерабатывающих производств;
- льготное инвестиционное кредитование, возмещение части прямых затрат производителей продукции, компенсация части затрат на техперевооружение и модернизацию [10].
По данным ФЦ Агроэкспорт, до 2024 г. на территории СФО запланированы шесть экспортоориентированных проектов по развитию масложировой отрасли и ни одного проекта для глубокой переработки масличных культур. В целом на территории СФО реализуются и планируются более «дешевые» проекты, которые направлены на расширение производственных мощностей и модернизацию производства действующих предприятий масложирового подкомплекса АПК [3].
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г. и планом ее реализации проекты развития масложировой отрасли не предусмотрены. Из 11 представленных в плане приоритетных инвестиционных проектов 2 ‒ по овощеводству, 4 ‒ по мясо-молочному производству, 5 проектов, или почти 50 %, намечены на строительство и дальнейшую эксплуатацию линейных элеваторов. В результате можно констатировать долгосрочную государственную повестку развития преимущественно объектов инфраструктуры для организации хранения и развития контрактного производства зерновых, зернобобовых и масличных культур и, соответственно, экспортно-сырьевой модели развития АПК регионов Сибири, включая масложировой подкомплекс. При этом в стратегической перспективе потребуется не столько наращивание объемов агроэкспорта в регионах Сибири, сколько освоение новых, потенциально более прибыльных рынков и ниш для отечественной продукции среднего и высокого технологического передела.
Заключение. Продукция масложирового подкомплекса АПК регионов Сибири имеет устойчивую позицию роста в агроэкспорте округа и в перспективе может обеспечивать стабильную доходность. Стимулирует выращивание масличных культур в регионах СФО реализация федерального и региональных проектов «Экспорт продукции АПК». Наблюдается прямая зависимость эффективности возделывания масличных культур от бюджетного финансирования подотрасли. Однако осуществляемые меры формируют экспортно-сырьевую модель развития АПК и не стимулируют развитие перерабатывающей промышленности масложирового подкомплекса. Для дальнейшего развития масложирового подкомплекса Сибири предложено дополнить существующие меры государственной поддержки рядом других, как предоставление льготных инвестиционных кредитов; возмещение части затрат по лизинговым платежам; субсидирование производства готовой масложировой продукции. Обозначенные меры позволят повысить эффективность хозяйственной деятельности субъектов масложирового подкомплекса и обеспечить население округа рекомендуемыми нормами потребления жиров растительного происхождения.
1. Chepeleva K.V., Shelkovnikov S.A. Vozmozhnosti i perspektivy Sibirskogo federal'nogo okruga v mezhdunarodnoj torgovle produkciej APK // Ehkonomika sel'skokhozyajstvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatij. 2022. № 4. S. 22-30.
2. Chepeleva K.V., Pyzhikova N.I., Shelkovnikov S.A. Formirovanie strategij razvitiya agroehksporta v regionakh Sibirskogo federal'nogo okruga // Ehkonomika, trud, upravlenie v sel'skom khozyajstve. 2023. № 3(97). S. 169-183.
3. Federal'nyj centr razvitiya ehksporta produkcii APK Minsel'khoza Rossii. URL: https://aemcx.ru (data obrashcheniya: 23.10.2023).
4. Velichko N.N. Funkcionirovanie maslozhirovogo podkompleksa v novykh usloviyakh khozyajstvovaniya // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 12 (110). S. 136-138.
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'nyj sajt. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (data obrashcheniya: 25.10.23).
6. Rynok rapsa v 2023 godu: tendencii i prognozy. Internet-portal «AgrovestniK». URL: https://agrovesti.net/lib/industries/oilseeds/rynok-rapsa-v-2023-godu-tendentsii-i-prognozy.html (data obrashcheniya: 25.10.23).
7. Federal'naya tamozhennaya sluzhba. Oficial'nyj sajt. URL: https://customs.gov.ru (data obrashcheniya: 25.10.23).
8. Pravila predostavleniya i raspredeleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii na stimulirovanie uve-licheniya proizvodstva maslichnykh kul'tur. Ehlektronnyj fond pravovykh i na-uchno-tekhnicheskikh dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/document/564222061 (data obrashcheniya: 25.10.23).
9. Dannye Ministerstva sel'skogo khozyajstva i torgovli Krasnoyarskogo kraya. URL: https://www.krasagro.ru.
10. Pasport federal'nogo proekta «Ehksport produkcii APK». URL: http://www.altsmb.ru/images/docs/actualno/APK.pdf (data obrashcheniya: 15.10.2023).
11. Parshukov D.V. Ehkonomicheskaya ehffektivnost' i perspektivy proiz-vodstva rapsa v Krasnoyarskom krae // Social'no-ehkonomicheskij i gumanitar-nyj zhurnal. 2022. № 2(24). S. 20-34.
12. Ocenka ehffektivnosti proizvodstva maslichnykh kul'tur v Krasnoyarskom krae / N.I. Pyzhikova, L.A. Ovsyanko, K.V. Chepeleva [i dr.] // Ehkonomika sel'skogo khozyajstva Rossii. 2019. № 12. S. 100-105.
13. Ovsyanko L.A., Shelkovnikov S.A., Chepeleva K.V. Pererabotka semyan maslichnykh kul'tur v sel'skokhozyajstvennykh organizaciyakh Krasnoyarskogo kraya i vybor nalogovoj strategii // Ehkonomika sel'skokhozyajstvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatij. 2022. № 10. S. 62-71.
14. Ovsyanko L.A., Chepeleva K.V. Perspektivy razvitiya proizvodstva rapsovogo masla v regione // Ehkonomika sel'skogo khozyajstva Rossii. 2020. № 11. S. 31-34.
15. Kuznecova G.N., Loshkomojnikov I.A., Krivoshlykov K.M. Ehkonomicheskaya ehffektivnost' vozdelyvaniya maslichnykh kul'tur v Omskoj oblasti // Maslichnye kul'tury. 2021. № 3(187). S. 53-57.
16. Lukomec V.M., Zelencov S.V., Krivoshlykov K.M. Perspektivy i re-zervy rasshireniya proizvodstva maslichnykh kul'tur v Rossijskoj Federacii // Maslichnye kul'tury. Nauchno-tekhnicheskij byulleten' Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta maslichnykh kul'tur. 2015. № 4(164). S. 81-102.
17. Kashevarov N.I., Nurlygayanov R.B., Akhmetgareev R.F. Razvitie pro-izvodstva yarovogo rapsa v Zapadnoj Sibiri. Kemerovo: Izd-vo Kemerovskogo GSKHI, 2015. 186 s.