SELECTION OF A RURAL TOURISM DEVELOPMENT MODEL IN THE REGION FOR RURAL TERRITORIES SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the present stage of development of the services market, tourism is becoming one of the most developing areas of activity, which requires constant improvement of quality, diversity of tourism offer and modernization of tourism infrastructure. In the context of scientific and technological progress, tourism, as an area that affects many different industries, serves as an important factor in the economic and socio-cultural development of rural areas. Russia occupies a minor position in the global tourism market. Despite the great tourism potential, its competitive advantage lies in the unique objects of architecture, culture, history and natural heritage, as well as in the national flavor of the country. Rural tourism can become one of the most important areas of economic development, which will contribute to the social, spiritual and economic development of Russian regions and the country as a whole. There is a necessity and need to bring domestic tourism services in line with modern world trends, to increase the competitiveness of Russian travel companies in the tourism services market. The Russian Federation has significant territorial potential and enormous opportunities for the development of large-scale tourism activities. According to the Strategy for the Development of Tourism in the Country until 2035, the main goal is the comprehensive development of the key competitive advantages of tourism in the Russian Federation, due to the presence of many points of attraction for domestic and inbound tourist flows. Due to the presence of a larger number of monuments of cultural, historical and natural heritage in Russia, there are prospects for the development of almost any type of tourism. In this situation, agricultural tourism is of particular importance as one of the most important factors in the sustainable development of rural areas and the agricultural sector.

Keywords:
agrotourism, tourism infrastructure, rural residents, agricultural farm, rural tourism, tourism development strategy, tourism product, socio-economic development of rural areas, tourism activities
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

Введение. В современной России с каждым годом все большую популярность набирает такой вид путешествий, как агротуризм (сельский туризм). Для уставших от шума и городской суеты жителей городов такой вид путешествий – это способ разнообразить свои поездки, хорошо отдохнуть на природе; получить новые знания, умения; для тех, кто никогда не жил в сельской местности, познакомиться с традиционным укладом местных жителей и их бытом.

Для сельских жителей сельский туризм дает возможность диверсифицировать источники дохода, создать новые или альтернативные рабочие места как для жителей пенсионного возраста, так и для молодого поколения, которое решило строить свою жизнь в сельской местности. Самое главное преимущество работы в агротуризме для сельских жителей – это раскрыть и развить свой творческий потенциал. Каждый из них может начать с очень простых шагов с незначительными вложениями, которые при необходимости могут стать их собственным делом.

Сельский туризм в его современной форме развивается с 70-х годов XX века. Лидерами этого направления являются страны Европейского союза: к примеру, доля туристических услуг в общем объеме реализации продукции и услуг фермеров ЕС составляет от 35 до 75 %. Согласно официальной информации отчета Департамента окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании (DEFRA), в 2017 году туристы потратили около 11,2 млрд фунтов стерлингов в сельской местности. В секторе были заняты более 472 670 человек, трудоустроенных в 57 000 предприятий.

Сельский туризм – классический вариант устойчивого туризма, в основе которого лежит сохранение культурного и природного наследия сельских территорий, опора на местные ресурсы, максимальное вовлечение местных жителей. Сельский туризм, как правило, основан на маломасштабных предприятиях, значит, не требует больших вложений, как государственных, так и частных. При этом отрасль обладает серьезным мультипликативным эффектом и имеет высокое социальное значение для развития сельских территорий.

В России сельскохозяйственный туризм стал набирать свою популярность к середине 1990-х гг. Причина такой популярности связана с особенностями аграрно-экономической ситуации, так как российская индустрия туризма стала рассматриваться в качестве важнейшего сегмента модернизации экономики сельского хозяйства. Это помогает преодолеть процесс деградации и депопуляции сельских районов и повысить их инвестиционную привлекательность [1].

Потенциал развития сельского туризма в России также очень высок.                         В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» и «Комплексной программе развития сельских территорий» сельский туризм рассматривают как одно из перспективных направлений устойчивого развития сельских территорий. При этом доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в нашей стране остается сравнительно низкой – 2 % от общего оборота внутреннего туризма [2, 3].

Проблемы и перспективы развития аграрного туризма как специфического направления туристической сферы были рассмотрены во многих исследованиях. Аграрный туризм изучается с разных позиций. Впервые данный феномен был рассмотрен И. Ришаром, автором термина «аграрный туризм» с точки зрения экономического развития сельских территорий.

Отечественные авторы Л.В. Дубничева и П.М. Советов фокусируют свое внимание на социальной значимости аграрного туризма, заключающейся в создании условий для занятости сельского населения и, как следствие, получении дополнительного дохода [4]. Б.Д. Беспарточный и А.В. Хромова исследуют аграрный туризм как средство, нацеленное на приобретение определенных навыков по изучению традиционных народных ремесел и погружение в различные сельскохозяйственные работы в целях реализации услуг и продукции местного производства [5]. Характеристикой аграрного туризма, как отдельного структурного подразделения сельскохозяйственного производства, направленного на                        увеличение доходов местного населения, занималась отечественная исследовательница аграрного туризма И.В. Смирнова [6].

Сторонником синонимизации терминов «аграрный туризм» и «сельский туризм» является А.Р. Рупошев. В своем исследовании в качестве основного ориентира аграрного (сельского) туризма автор рассматривает кратковременное ведение приезжими сельского образа жизни и ознакомление с традиционной сельской культурой посредством проявления активности в ходе занятия сельскохозяйственным трудом [7]. По мнению А. Евпланова, аграрный туризм преследует социально-экономические цели, способные обеспечить самозанятость сельского населения путем создания конкурентоспособного туристического продукта, приносящего доход принимающей стороне [8].

Применение экономического подхода к определению сущностных характеристик аграрного туризма прослеживается в работах ученых А.Л. Куликова [9] и                      А.И. Пашенцева [10], Л.Б. Шабанова,               М.В Арбузова [11], К.П. Бурды [12],                            М.С. Оборина [13] .

Необходимо отметить, что в настоящий момент сельский туризм в России находится на стадии становления и начинает активно развиваться. Органы государственной власти запускают разработку стратегий развития сельского туризма, в некоторых регионах приступили к их реализации, знания систематизируются, уточняются и конкретизируются понятия и формулировки, в высших учебных заведениях растет интерес к обучению, что дает им возможность готовить специалистов.

Впервые попытка раскрыть и стандартизировать понятие «сельский туризм» была сделана в 2015 году, первый правовой акт разработан и принят на федеральном уровне – ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования». «Сельский туризм – деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности» [2, 3].

Дальнейшее развитие понятия «сельский туризм» представлено в Федеральном законе от 02.07.2021 г.                         № 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статье 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"». В российском законодательстве вводится понятие «сельский туризм». Это туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг [14].

Деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, включающая в том числе оказание услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг, осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными правительством Российской Федерации. При этом поддержка и развитие сельского туризма отнесены к направлениям господдержки развития сельского хозяйства. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2022 года.

Минэкономразвития утвердило требования к объектам размещения для сельского туризма. Они вступили в силу с 1 марта 2023 года и будут действовать до 1 марта 2029 года. Фермеры для осуществления деятельности в сфере агротуризма должны решить проблемы с освещением, подъездными путями, водоснабжением, отоплением в соответствии с требованиями.

Оформление российской модели агротуризма связано с некоторыми географическими, климатическими и территориально-экономическими условиями. В стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года подчеркивается, что по уровню туристского предложения с учетом неравномерности распределения туристских ресурсов на территории страны, а также разного уровня развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, регионы страны могут реализовать туристический потенциал сельских территорий для улучшения показателей социально-экономического развития и улучшения качества жизни населения             региона.

Модель сельского туризма в регионах Российской Федерации включает совокупность услуг туристического продукта сельской территории: услуги гостеприимства в сельском доме с возможностью трудового участия; услуги отдыха на природе; событийные мероприятия в сельской местности; сельский образ жизни; гастрономические услуги сельской кухни с возможностью участия туристов; проведение досуга в сельской местности; приобщение к  историко-культурному наследию сельской                        местности.

Для устойчивого развития экономики региона необходимы постоянные источники финансирования, которые можно получить за счет развития агротуризма. В соответствии со стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2035 года главной целью является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах страны. Таким образом, в регионе необходимо проводить мероприятия, направленные не только на формирование доступной и комфортной туристической среды, но и развивать на селе приоритетные направления туристической деятельности.

Цель исследования. Методическая разработка по выбору модели сельского туризма в регионе. Объектом апробации методики определен Красноярский край. Реализация методического подхода по развитию агротуризма сельских территорий региона способствует созданию благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельского туризма в Красноярском крае, повышению занятости и качества жизни сельского населения.

Задачи исследования: уточнить понятие «сельский туризм», в том числе в нормативно-правовых актах; определить уровень развития туристического продукта в регионах Российской Федерации; выявить объекты агротуризма и спектр предлагаемых туристических услуг в регионе; представить методику выбора модели сельского туризма в регионе присутствия.

Материалы и методы исследования. В рамках проводимого исследования развития сельского туризма в регионах Российской Федерации и определения направлений и инструментов поддержки устойчивого развития агротуризма сельских территорий использованы следующие методы исследований и подходы:

- научно-теоретическое обоснование категории «сельский туризм», в том числе в нормативно-правовых актах;

- анализ успешных российских и международных практик по организации оказания услуг сельского туризма агропоселений и сельских территорий;

- экспертные сессии по организации проведения маркетинговых исследований сельского туризма территории Красноярского края по выявлению потребительских предпочтений.

- проведение маркетинговых исследований набора туристических услуг организаций в сфере агротуризма на территории Красноярского края.

 

Результаты исследования и их обсуждение. В нашей стране сельский туризм ассоциируется, прежде всего, с рыбной ловлей, так же, как и экологический туризм [6, 7, 8, 9]. Особенностью российского экологического и аграрного туризма является сбор дикорастущих трав, грибов и ягод. Однако «классический» агротуризм – это туры горожан на действующие фермы. При этом проживание организовано на определенное время в деревенском доме. Сами отдыхающие пытаются приобщиться к сельской жизни, участвуя в сельскохозяйственных работах. Это и отдых, и развлечение, но главное – возможность сменить обстановку, поправить здоровье, просто подышать свежим воздухом и побыть на природе [10, 11, 12, 13, 14]. Организацией такого отдыха на селе занимаются исключительно крестьяне или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Хозяева усадьбы, хутора, фермы берут на себя обязательства по обслуживанию туриста, то есть предоставляют ему жилье, питание, организует деревенские развлечения.

Регионы Российской Федерация обладают богатым историческим, культурным наследием, природно-рекреационным потенциалом для привлечения туристов. Центр России ежегодно привлекает несколько миллионов туристов, туристический поток снижается по мере продвижения на Восток                           России (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Уровень развития туристического продукта в регионах                                            Российской Федерации

 

Регионы с высоким уровнем развития
туристического

продукта

Регионы со средним уровнем развития туристического продукта

Регионы с недостаточным уровнем развития туристического продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития

Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца

 Северо-Западный регион, Тверская область, Татарстан, Центральная Россия, Поволжье, республики Северного Кавказа (Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария), а также Ростовская область.

Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный                          округ

Прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Алтай, Красноярский край, Тува, Бурятия, Урал

 

 

В перечисленных районах качественный аграрный туристский продукт только начинает появляться (рис. 1)
[1, 23].

 

 

Рис. 1. Уровень развития туристского предложения в России [1, 23]

 

 

В настоящее время сельский туризм является одним из самых популярных, экономичных и динамичных видов туризма. Это также одно из туристических направлений в деревне, и оно полностью сосредоточено на защите природной         среды или ее отдельных компонентов (животные, растения природные памятники и т.п.).

Для развития сельскохозяйственного туризма необходимо учитывать тенденции, связанные с индивидуальными туристическими пакетами, а также ростом туристической активности, – семейный, индивидуальный и групповой туризм. Ключевым фактором превращения этого направления в туристический сектор является политическая поддержка федеральных и региональных органов власти.

Регионы Российской Федерация обладают богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Существующих проблем намного больше, чем предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка Российской Федерации. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на       селе [15, 16]. Для определения инструментов и методов поддержки развития туризма сельских территорий предлагается методика выбора модели сельского туризма в регионе присутствия (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Методика выбора модели развития сельского туризма в регионе

 

 

На начальном этапе выбора модели развития сельского туризма в регионе следует определить объекты, привлекательные с точки зрения развития агротуризма, а также спектр предлагаемых туристических услуг в регионе, объем туристического потока и предпочтения потребителей туристических услуг.

На следующем этапе необходимо формирование туристического продукта с учетом социокультурного, культурно-исторического, природно-климатического потенциала сельских территорий региона и структуры потребителей. Определение инфраструктурного наполнения сельских территорий является важнейшим этапом для выбора модели развития сельского туризма в регионе. Следует выявить уровень развития социальной сферы сельских территорий, жилищно-коммунального комплекса, логистической инфраструктуры с точки зрения доступности дорожно-транспортной системы, доступность услуг связи и Интернета, бытового сервиса. Этап финансирования сельского туризма территорий позволяет определить источники финансовой поддержки со стороны государства через программы целевых грантов сельских инициатив, конкурсы грантов для субъектов сельского туризма, целевое финансирование объектов ЖКХ, социальной сферы, инженерных систем.

На этапе формирования и продвижения турпродукта особое внимание следует обратить на формирование комплексного турпродукта сельских территорий, состоящего из предложений отдельных объектов сельского туризма. Маркетинговую деятельность лучше реализовать в сотрудничестве с местной/региональной администрацией, специализированными маркетинговыми агентствами или туристско-информационным центром. На заключительном этапе интеграции необходимо взаимодействие между сельскими жителями, предоставляющими туристический продукт, объектами сельского туризма, туроператорами, турагентствами. 

При росте потребления услуг сельского туризма конкретной территории возможна интеграция участников в направлении создания собственного регионального туроператора региона, специализирующегося на формировании продажи продукта сельского туризма данной территории. Выбор модели развития сельского туризма в регионе зависит от уровня развития туристического продукта в конкретном регионе (см. рис. 1). Реализация этапов выбора модели развития сельского туризма, согласно методике, представленной на рисунке 2, определяется для каждого конкретного региона Российской Федерации. Для регионов с высоким уровнем развития туристического продукта рекомендуется реализация методики с 4-, 5-го этапа, для регионов с недостаточным уровнем развития туристического продукта, но обладающих значительным потенциалом для перспективного развития, – с 1-го этапа (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Модели развития сельского туризма в регионе относительно уровня                     развития туристического продукта

 

Регионы с высоким уровнем развития туристического продукта

Регионы со средним уровнем развития туристического продукта

Регионы с недостаточным уровнем развития туристического продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития

Модель продвижения туристических продуктов

Модель финансирования объектов, специализирующихся на развитии сельского туризма из различных источников

Модель формирования туристического продукта, с учетом регионального историко-рекреационного потенциала и структуры потребителей

 

 

Красноярский край представляет собой опорный регион Российской                       Федерации, занимающий лидирующие позиции среди субъектов страны по важнейшим макроэкономическим показателям [17, 18]. Регион располагает социо-культурными, культурно-историческими, природно-климатическими и другими ресурсами, которые оказывают непосредственное влияние на развитие потенциала сельских территорий, в том числе и на развитие агротуризма [19, 20]. Главной целью развития сельского туризма является обеспечение экономического и социокультурного прогресса страны.

Министерство культуры Российской Федерации ежегодно проводит анализ и публикацию рейтинга субъектов РФ по состоянию и развитию туризма. В соответствии с рейтингом Красноярский край занимает 36-е место. По расчетам RAEX, он входит в десятку регионов страны, обладающих высоким туристическим потенциалом, и находится на  9-м месте.

Красноярский край обладает уникальным географическим положением на территории протяженностью 2800 км, которая имеет уникальное многообразие ландшафтов всех природных зон. Здесь сосредоточены уникальные природные и рекреационные объекты, которые расположены недалеко от действующих объектов агротуризма. Территориальная доступность данных зон позволяет расширить спектр туристических услуг. К таким объектам относятся:

- заповедник «Столбы»;

- национальный парк «Шушенский бор»;

- природный парк «Ергаки»;

- государственные заказники краевого значения «Тальско-Гаревский» и «Большемуртинский»;

- различные по химическому составу минеральные воды, сульфидные иловые, сапропелевые и торфяные грязи.

На сегодняшний день Красноярский край является местом сосредоточения внутреннего туризма (до 95 %) жителей края и других регионов страны. В этой сфере деятельности накоплен успешный опыт (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Объекты агротуризма на территории Красноярского края

 

Название муниципального образования Красноярского края

Тип объекта

Краткое описание деятельности

1

2

3

Шушенский район

с. Субботино

Сельское

подворье

Размещение на территории сельского подворья с различными формами досуга;                    мастер-классы от местных жителей по выпечке сдобы в русской печи

Арт-резиденция

Образовательные программы для детей и взрослых; лекции о растениях, викторины и мастер-классы по плетению лозы, всевозможные занятия по традиционной кулинарии, практикумы по садоводству и ряд других образовательных мероприятий, позволяющих получить знания о традиционном укладе русского села, навыки в области культуры садоводства и традиционного сельскохозяйственного труда

с. Сизая

Сельская усадьба

Посещение частной семейной сыроварни «Поместье Предгорное»; участие в мастер-классе по сыроделию

Фермерское

хозяйство

Досуг на фермерском хозяйстве «Облака» по разведению ручных енотов-полоскунов; «общение» с енотами

Сельская усадьба

Досуг с возможностью размещения на усадьбе «Яблоко от яблони»; дегустация различных гастрономических блюд; участие сборе яблок и приобщение к культуре садоводства

с. Шушенское

Агроусадьба

Посещение агроусадьбы «Сибирское виноградарство»; мастер-классы по культуре высаживания и сбора винограда; участие в приготовлении вина. Возможность вступления в клуб по интересам «Изюминка»

Минусинский район

12 км от г. Минусинска

Подворье (сельская усадьба и фермерское хозяйство)

Отдых на эко-турбазе «Сказочная Русь»: возможность размещения в гостевой сельской избе; вовлечение «гостей» в работу на приусадебном фермерском хозяйстве, по плетению кружева, вышиванию бисером; составление различных лекарственных сборов, ткачество на станке, контактный сельский двор («общение» с домашними животными)

Продолжение табл. 3

1

2

3

Емельяновский район

 

Фермерское         хозяйство

Проведение нестандартного досуга на ферме «Коза-Дереза»; «общение» с домашними животными; участие в мастер-классах по сыроделию; площадка для проведения детских праздников

пос. Емельяновский

Фермерское    хозяйство

Возможность проведения досуга на территории фермерского хозяйства по разведению коней; «общение» с лошадьми, участие в мастер-классах по верховой езде

Сухобузимским район

с. Сухобузимо

Сельская усадьба

Возможность проведения досуга на территории «Казачьей усадьбы»; знакомство с обычаями и бытом казачьей семьи села Сухобузимское; погружение в казачью культуру; дегустация традиционных казачьих блюд; участие в мастер-классах по приготовлению блюд; сбор трав

Енисейский район

г. Енисейск

Фермерское                хозяйство

Возможность проведения досуга на фермерском хозяйстве «Птичий двор»; наблюдение и «общение» с различными породистыми представителями домашней фермы; дегустация экологически чистых продуктов питания и участие в производстве (приготовление) традиционной сельской пищи

Балахтинский район

пос. Балахта

Стилизованная сельская усадьба (изба)

Досуг в деревенской усадьбе, стилизованной под сельский быт; наличие конных прогулок, рыбалка, охота, русская баня

Нижнеингашский район

д. Горелый Борок

Фермерское   хозяйство

Досуг на фермерском хозяйстве «Гнездо глухаря»; «общение» с крупным рогатым скотом, возможность участия в мастер-классах по доению; дегустация молочных продуктов домашнего производства

Туруханский район

пос. Советская речка

Сельское поселение

Посещение территории стойбища эвенкийских оленеводов; «общение» с оленями: изучение и погружение в национальный быт коренных малочисленных народов Севера

Шарыповский район

с. Большое озеро

Фермерское   хозяйство

Посещение фермы по выращиванию страусов; возможность «общения» со страусами; участие в мастер-классах по уходу за страусами

с. Парная

Фермерское  хозяйство

Посещение и досуг фермерского хозяйства по разведению маралов; наблюдение и возможность беседы с экспертом по вопросу эффективности пантолечения

Окончание табл. 3

1

2

3

Курагинский район

д. Деревня Петропавловка

Сельское поселение

Досуг и размещение в «Немецком доме», мастер-классы по лозоплетению, гончарному промыслу

с. Парная

Сельское экопоселение на                   о. Тиберкуль

Досуг на территории поселения; посещение мастеров Города Солнца; участие в мастер-классах по гончарному ремеслу

Манский район

Сельский тест-тур от главы Манского района

Фермерское хозяйство

Посещение и досуг на фермерском хозяйстве по разведению крупного рогатого скота; «общение» с животными; дегустация домашнего молока

 

 

На современном этапе агротуризм в Красноярском крае развивается не очень активно, как в других регионах страны, можно сказать, в «чистом виде» отсутствует. Анализ соответствующих объектов и спектра предлагаемых туристических услуг показал, что на данный момент агротуризм представляет собой синтез гастрономического, этнического и событийного туризма. Потенциал сельских территорий региона для развития агротуризма практически не используется [21].

Для определения влияния сельского туризма на социально-экономическое развитие сельских территорий аналогичные исследования проводятся в Воронежской и Ростовской областях. Ростовская область одна из первых в Российской Федерации приступила к реализации проекта по внедрению стандарта социального благополучия человека, который гарантирует жителям региона равный доступ к качественным услугам в сфере здравоохранения, образования и культуры. В Воронежской области запущено общественное обсуждение проекта «Региональные стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области», который предполагает уточнение региональных, муниципальных и поселковых нормативов качества жизни населения. Других аналогичных проектов при первичном анализе в Российской Федерации не выявлено.

Из стран ближнего зарубежья наиболее заметно продвинулась Республика Белоруссия, где с 2016 года действует Национальный стандарт социального благополучия жителя республики, в котором отдельно уточнены нормативы оказания социальных услуг в сельской местности и агрогородках. В Казахстане действует Закон от 19 мая 2015 г.                    № 314-V «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», в соответствии с которым социальные нормативы обеспеченности устанавливаются в виде нижних пределов, то есть нормальным считается положение, когда достигнутый тем или иным видом обслуживания уровень обеспеченности не ниже нормативного.

Предлагаемая методика способствует выявлению благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития агротуризма в Красноярском крае, повышению занятости и качества жизни сельского населения, позволяет определить направления максимизации положительных и минимизации отрицательных последствий от развития сельского туризма, которые возможны только в результате грамотного системного подхода к планированию и поддержке данной сферы со стороны государства.

Она носит комплексный и междисциплинарный характер, сочетает в себе экономические, социологические, демографические и правовые исследования. Планируется провести социологическое исследование в сельских территориях с целью сбора мнений населения по следующим позициям:

- степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей, связанных с восприятием населения своего положения;

- оценка запроса сельского жителя на социальные и экономические блага в контурах минимального гарантированного их набора.

Описанная часть исследования включает следующие методические                       подходы:

1. Разработка и проведение методом формализованного интервью масштабного социологического исследования с целью определения показателей, перечня материальных и социальных благ, которые население считает необходимыми для «нормальной» и полноценной жизни в сельских территориях.

2. Проведение социологических исследований и замеров данных показателей, охватывающих различные типы респондентов, условно разделенных на три массивные группы:

1) резиденты сельских территорий – лица, проживающие и трудящиеся в сельской местности;

2) экспертное сообщество – главы муниципальных образований Красноярского края, руководители сельскохозяйственных организаций;

3) потенциальные резиденты сельских территорий – молодые люди в возрасте 18–23 лет, которые после получения высшего и среднего профессионального образования потенциально могут вернуться в сельскую местность для дальнейшего проживания и работы. Объем выборки проводимого исследования составит 2400 анкет.

3. По результатам проведенного масштабного исследования будет получен подробный анализ настроений населения, а также определены основные объективные параметры и необходимые условия для жизнедеятельности в сельских территориях, которые в дальнейшем будут положены в основу проекта стандарта социального благополучия сельского жителя Красноярского                        края [22].

Заключение. В настоящее время сельский туризм является одним из самых популярных, экономичных и динамичных видов туризма. Это одно из туристических направлений в деревне, которое полностью сосредоточено на защите природной среды или ее отдельных компонентов (животные, растения природные памятники и т.п.). Реализация методики подхода к выбору модели развития сельского туризма в регионе позволит определить потенциал сельской территории, возможность использовать ключевые преимущества объектов агротуризма в выбранной модели. Для развития сельскохозяйственного туризма необходимо учитывать тенденции, связанные с индивидуальными туристическими пакетами, а также рост туристической активности, – семейный, индивидуальный и групповой туризм. Ключевым фактором превращения этого направления в туристический сектор является политическая поддержка центральных и региональных властей. Концепция сельского туризма в европейских странах основана на использовании туристических ресурсов местного сообщества. Несмотря на высокий туристический потенциал, Российская Федерация занимает незначительное место на мировом туристическом рынке, но обладает хорошими перспективами по развитию сельского туризма.

References

1. Malina V.V., Romanova Yu.A. Sovremennoe sostoyanie sel'skogo turizma v Rossiyskoy Federacii // Aktual'nye issledovaniya. 2020. № 6 (9). S. 25–28.

2. Rossiyskaya Federaciya. Federal'nyy zakon № 132-FZ. Ob osnovah turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii: prinyat Gosudarstvennoy dumoy 24 noyabrya 1996 goda. M., 1996. 63 s.

3. Rossiyskaya Federaciya. Rasporyazhenie № 2129-r. O Strategii razvitiya turizma v Rossiyskoy Federacii na period do 2035 g.: prinyat Pravitel'stvom RF 20 sentyabrya 2019 goda. M., 2019. 65 s.

4. Panteleeva N.S. Osobennosti agroturizma v Krasnoyarskom krae i social'no-kul'turnye zadachi ego funkcionirovaniya. Krasnoyarsk: Izd-vo SFU, 2021.

5. Bespartochnyy B.D., Hromova A.V. Agroturizm: terminologiya i suschnostnye harakteristiki // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4. S. 117.

6. Sokolova A.P., Glembovskaya V.E., Smirnov D.A. Perspektivnye napravleniya investicionnoy deyatel'nosti sel'skohozyaystvennyh predpriyatiy Krasnodarskogo kraya v sfere razvitiya agrarnogo turizma // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2022. № 8. S. 211–215.

7. Koroleva I.S. Funkcional'naya model' rekreacionnoy ocenki sel'skoy mestnosti // Regional'nye geosistemy. 2018. T. 42. № 4. S. 587–598.

8. Panteleeva N.S. Ukaz. soch.

9. Kulikova E.S. Social'no-ekonomicheskie osnovy razvitiya territorial'nogo marketinga. Ekaterinburg: UrGAU, 2015.

10. Pashencev A.I., Garmider A.A. Optimizaciya vidovogo raznoobraziya turizma v Yugo-Vostochnom regione Kryma // Metodologiya ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya v usloviyah novoy industrializacii. 2016. S. 424–429.

11. Shabanova L.B., Arbuzova M.V. Issledovanie sostoyaniya i perspektiv razvitiya sel'skogo turizma v Respublike Tatarstan // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2016. T. 5. № 1 (14). S. 61–64.

12. Burda K.P., Kosnikov S.N. Metod integral'noy ocenki v issledovanii urovnya zhizni naseleniya Yuzhnogo federal'nogo okruga // Cifrovizaciya ekonomiki: napravleniya, metody, instrumenty. 2020. S. 339–345.

13. Afanas'ev O.E., Oborin M.S., Shman E.Yu. Investicionnaya privlekatel'nost' regionov Rossii dlya razvitiya vnutrennego turizma: problema razrabotki ocenochnyh pokazateley // Servis v Rossii i za rubezhom. 2017. T. 11. № 3 (73). S. 27–41.

14. Perspektivy razvitiya sel'skogo turizma v Rossii / S.V. Radionova [i dr.] M., 2022. S. 142.

15. Rozhkova A.V. Regional'nye modeli razvitiya sel'skogo turizma i ih osobennosti // Problemy sovremennoy agrarnoy nauki: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (Krasnoyarsk, 15 okt. 2020 g.). Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGAU, 2020. S. 298–301.

16. Stepanova E.V. Metodika formirovaniya blagopriyatnoy sredy dlya innovacionnogo razvitiya APK klastera regiona // Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Krasnoyarsk, 21–23 apr. 2020 g.). Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGAU, 2020. S. 378–382.

17. Stepanova E.V. Formy gosudarstvennoy podderzhki sub'ektov agropromyshlennogo kompleksa regiona // Problemy sovremennoy agrarnoy nauki: mat-ly Mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (Krasnoyarsk, 15 okt. 2016 g.) / Ministerstvo sel'skogo hozyaystva Rossiyskoy Federacii, Krasnoyarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGAU, 2016. S. 130–133.

18. Digitalization as the main vector of the agricultural sector development / A.A. Stupina, A.V. Rozhkova, Ju.A. Olentsova [et al.] // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. Vol. 10. No 4(37). P. 246–249.

19. Dalisova N.A., Rozhkov S.E. Cifrovizaciya agropromyshlennogo kompleksa – tendencii razvitiya // Problemy sovremennoy agrarnoy nauki: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (Krasnoyarsk, 15 okt. 2021 g.) Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGAU, 2021. S. 257–260.

20. Digital technologies as a tool for improving the efficiency of the agricultural sector / A.A. Stupina, A.V. Rozhkova, J.A. Olentsova [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. Krasnoyarsk: IOP Publishing Ltd, 2021. P. 22092.

21. Kachestvennaya ocenka zhiloy sredy kak instrument upravleniya stoimost'yu ob'ektov zhilogo sektora / A.A. Stupina, O.A. Shagaeva, A.V. Rozhkova [i dr.] // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2021. T. 10. № 4. S. 250–254.

22. Stepanova E.V. Formirovanie nauchno-innovacionnyh setey territorial'nyh innovacionnyh klasterov // Logistika – evraziyskiy most: mat-ly HI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Krasnoyarsk, 28–30 apr. 2016 g.). Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGAU, 2016. S. 242–246.

23. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/6157.

Login or Create
* Forgot password?