В статье осуществлен сравнительный анализ концепции признания П. Рикера и концепции прощения В. Янкелевича. Предмет анализа - феномены признания и прощения в контексте дискурса жертвенной любви (agapē). Цель исследования - обозначить контуры семантиче-ского поля философемы «прощение» и выявить черты его сходства с семантикой концепта «признание». На основе предложенной П. Рике-ром методологии исследуемые феномены рассмотрены в их укоренен-ности в обоюдности и взаимности как фундаментальных модусах со-циального бытия. Показано значение справедливости как формы обо-юдности в конституировании прощения. Продемонстрирована диа-лектика порядков справедливости и взаимности в движении к проще-нию индивидов и общества. На примере феномена прощения проиллю-стрирован тезис П. Рикера о родстве подлинного признания с прису-щей agapē склонностью к дару. Исходя из этого, прошение и признание рассмотрены как формы трансцендирования за рамки циркулирую-щей в обществе системы обмена. Рассмотрена роль негативного как онтогносеологического основания признания и прощения. В резуль-тате сделан вывод о правомерности трактовки прощения как фигу-ры признания в контексте объединяющего их дискурса жертвенной любви.
признание, прощение, agapē, взаимность, справедливость, дар, негативное
1. Рикер П. Путь признания. Три очерка / пер. с фр. И.И. Блауберг, И.С. Вдовиной. - М.: РОССПЭН, 2010. - 268 с.
2. Boltansky L. Amour et la Justice comme competences. - Paris, Metaille, 1990.
3. Янкелевич В. Ирония. Прощение: пер. с фр. / послеслов. В.В. Боль-шакова. - М.: Республика, 2004. - С. 145-298.
4. Dupuy J.-P. Aux origines des sciences cognitives. - Paris, La Decouverte, 1994.
5. Деррида Ж. Философия и литература // Ж. Деррида в Москве: де-конструкция путешествия / сост., предисл., пер. и коммент. М. Рык-лина; ред. Е.В. Петровская, А.Т. Иванов. - М.: Культура, 1993. - С. 172.