с 01.01.1994 по настоящее время
Красноярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
ВАК 4.1.2 Селекция, семеноводство и биотехнология растений
ВАК 4.1.3 Агрохимия, агропочвоведение
ВАК 4.1.4 Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
ВАК 4.1.5 Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика
ВАК 4.2.1 Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
ВАК 4.2.2 Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность
ВАК 4.2.3 Инфекционные болезни и иммунология животных
ВАК 4.2.4 Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства
ВАК 4.2.5 Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных
ВАК 4.3.3 Пищевые системы
ВАК 4.3.5 Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ
УДК 636 Общее животноводство. Разведение млекопитающих животных и птиц. Скотоводство. Домашние животные и их разведение
В статье описывается история возникновения б. Ауески, приведены изменения в ветеринарном законодательстве, проанализирована эпизоотическая ситуация по б. Ауески на территории Российской Федерации. Целью исследования стал анализ изменения ветеринарного законодательства в отношении диагностики, профилактики и ликвидации б. Ауески (в период 1929-2024 гг.). Были поставлены перед нами следующие задачи: изучить историю возникновения б. Ауески начиная с 1813 года; эпизоотическое состояние Российской Федерации по б. Ауески на сегодняшний день; анализ методов диагностики б. Ауески. Объектом исследований стали Инструкции по борьбе с болезнью Ауески, описанные в Ветеринарном законодательстве РФСР, СССР и РФ. Ретроспективный анализ инструкций по борьбе с б. Ауески сельскохозяйственных животных и пушных зверей проведен за период с 1929-2024 гг. Проводя исследования мы пришли к выводу, что в связи с изменениями ветеринарного законодательства появилась возможность у ветеринарных специалистов диагностировать инфекционное заболевание при жизни в разгар клинического проявления, а не только после гибели животных. Научные исследования по совершенствованию лабораторных исследований позволяют более комплексно подходить к проблеме диагностики инфекционных заболеваний и ставить более точный диагноз для ликвидации инфекционного заболевания. В период с 2008-2013 гг. неблагополучными регионами являлись: Ставропольский, Пермский край; Ивановская, Саратовская область, Республики Удмуртия, Татарстан; в 2013 году была вспышка среди свиней домашнего сектора в городе Москве. При проведении ветеринарно-санитарных мероприятий территория Российской Федерации стала благополучной зоной в отношении б. Ауески с 2014 года.
болезнь Ауески, инфекционное заболевание животных, эпизоотическая ситуация, ветеринарное законодательство, диагностика
Введение. Инфекционное заболевание животных Ауески начали регистрировать с давних времен, но не как самостоятельное заболевание. Болезнь Ауески в разное время называли псевдобешенством, инфекционным бульбарным параличом, инфекционным менингоэнцефалитом. Болезнь Ауески протекает остро у многих видов домашних и диких животных, а также пушных зверей и грызунов, к болезни восприимчив человек.
У свиней болезнь обычно протекает в виде лихорадки, а у молодняка сопровождается судорогами, параличами, гибелью животных, а также характеризуется абортами у свиноматок, респираторным синдромом поросят-отъемышей.
Цель исследования – анализ изменения ветеринарного законодательства в отношении диагностики, профилактики и ликвидации болезни Ауески (в период 1929–2024 гг.).
Задачи: изучить историю возникновения болезни Ауески; проанализировать изменения ветеринарного законодательства при диагностике болезни Ауески; изучить эпизоотическое состояние Российской Федерации по болезни Ауески.
Объекты и методы. Объектом исследования были Инструкции по борьбе с болезнью Ауески, описанные в Ветеринарном законодательстве РФСР, СССР и РФ [1–7].
Ретроспективный анализ инструкций по борьбе с болезнью Ауески сельскохозяйственных животных и пушных зверей проведен за период 1929–2024 гг. [8].
Информацию для анализа эпизоотического состояния по болезни Ауески брали с официальных сайтов Россельхознадзора РФ, информационных баз данных ВОЗ/ФАО/МЭБ [9].
Результаты и их обсуждение. В 1813 г. в Соединенных Штатах Америки наблюдали болезнь крупного рогатого скота, сопровождаемую сильным зудом, которая перекликалась с болезнью Ауески.
Дальнейшие исследования были продолжены в 1899 г. в Швейцарии. В последнее время болезнь Ауески продолжает распространяться среди сельскохозяйственных животных, нанося огромный экономический ущерб [10].
Самостоятельной нозологической единицей болезнь Ауески стала после исследований в 1902 г. Аладаром Ауески. Он изучил клиническое проявление болезни у крупного рогатого скота, плотоядных животных и сделал вывод, что заболевание, сопровождающееся зудом, нужно дифференцировать от бешенства. Открытие Ауески нового самостоятельного заболевания подтверждали исследователи, описывающие схожие проявления болезни у собак и кошек (Ф. Гутирой, Й. Марек, 1903, Венгрия) [10].
В Советском Союзе случаи болезни Ауески крупного рогатого скота описывали А. Акулов (1909), Высоцкий (1911), Б. Пацевич и М. Изаболинский (1912). В 1915 г. в Казанской губернии Н. Степанов наблюдал энзоотическую вспышку ложного бешенства среди овец и свиней [10].
«Ветеринарное законодательство РСФСР от 1929 г.: сборник действующих правительственных, межведомственных и ведомственных распоряжений по всем отраслям ветеринарного строительства, с алфавитным и хронологическим указателями» [7], составленный консультантом Ветеринарного управления Народного комиссариата земледелия РСРФР А.Ю. Бранзбургом, описывает общеорганизационные вопросы борьбы с эпизоотиями: чумой крупного рогатого скота, сапом лошадей, сибирской язвой, ящуром, туберкулезом, бешенством, а из болезней свиней только мероприятия против чумы, геморрагической септицемии и бациллярной рожи свиней. Профилактика и меры борьбы с болезнью Ауески не описывались, так как считалось, что это одна из форм бешенства.
Начиная с 1930 г., болезнь Ауески зарегистрировали в Северной и Южной Америке, США, Азии, Англии, Турции, Бразилии и Африке. В этот период болезнь Ауески начала распространяться в результате завоза свиней из Западной Европы на территории Советского Союза. Первые сообщения были о массовом заболевании поросят с расстройством нервной системы, протекающем без расчесов, имело невыясненную этиологию [10].
С этого времени начали проводить научные исследования по изучению эпизоотологии, клинической картины, патизменений и дифференцировке возбудителя, а также к изысканию специфических средств профилактики и лечения.
К. Бучневым было описано заболевание Ауески На территории Крайнего Севера у свиней и собак. В 1935 г. В. Черняк и А. Растегаева установили заболевание Ауески в хозяйствах Шпицбергена [10].
Большой вклад в изучение болезни Ауески внесли П. Андреев и П. Соломкин. В результате исследований были разработаны методы изготовления специфических биопрепаратов – сывороток и вакцин [10].
По данным П. Андреева, смертность среди заболевших поросят-сосунов доходила до 80 %, также наблюдали случаи падежа среди взрослых свиней (в среднем 5 %). Опасность болезни Ауески заключается в том, что свиньи являются опасным резервуаром и источником заражения для других животных. Смертность крупного рогатого скота достигала 90 % [10].
Международным ветеринарным конгрессом (1938 г.) было принято решение назвать заболевание в честь исследователя Аладара Ауески. Вопросы эпизоотологии болезни Ауески у крупного и мелкого рогатого скота, а также вирусоносительство у свиней освещены в работах И. Лукашова и М. Никитина [7].
К. Шерстобоев и Р. Гаклин (1941) описали клинику, эпизоотологию и патизменения в хозяйствах Сибири, наблюдаемые у свиней при заболевании болезнью Ауески. Они экспериментально доказали наличие вируса болезни Ауески на подопытных (лабораторных) животных [10].
В 1956 г. А.Л. Скоморохов в учебнике «Заразные болезни животных» дает описание болезни Ауески для всех видов сельскохозяйственных животных. Раньше болезнь описывалась под разными названиями: ложное бешенство, инфекционный бульбарный паралич и инфекционный менингоэнцефалит [10].
В Ветеринарном законодательстве от 1959 г. – «Сборник ветеринарного устава СССР, положений, указаний, инструкций, наставлений и правил по ветеринарному делу», составленному А.Г. Ганзбургом и А.Д. Ивановым, под редакцией А.А. Бойко, появилась «Инструкция о мероприятиях против болезни Ауески сельскохозяйственных животных», утвержденная Главным управлением животноводства и ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 13 августа 1954 г. [6].
Взамен Инструкции от 13 августа 1954 г. утверждается Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 20 марта 1968 г. «Инструкция по борьбе с болезнью Ауески сельскохозяйственных животных и пушных зверей», которая описана в «Ветеринарном законодательстве» [1]. Данная инструкция не перерабатывалась до 2020 г.
С 1 марта 2021 г. вступили в законную силу «Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов болезни Ауески», утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. [5].
При сравнительном анализе методов диагностических исследований при болезни Ауески и постановке окончательного диагноза любой инфекционной болезни сельскохозяйственных животных необходимо подходить к проблеме комплексно, чтобы не допустить ошибки [10].
А.Л. Скоморохов описывает в своем учебнике, что постановка диагноза на инфекционное заболевание состоит из двух компонентов:
– прижизненная диагностика, основанная на анализе эпизоотологических данных и клинических проявлениях;
– посмертная, основанная на патологоанатомических изменениях и проведении лабораторных исследований.
В приведенной ниже таблице 1 в сравнительном аспекте описан отбираемый биологический материал для проведения лабораторных исследований, указанный в ветеринарных правилах.
Таблица 1
Отбираемый биологический материал для проведения лабораторных исследований
при диагностике болезни Ауески
Selected biological material for laboratory tests in the diagnosis of Aujesky's disease
Ветеринарные правила 1954 г. |
Ветеринарные правила 2021 г. |
Для прижизненной диагностики |
|
– |
Смывы из ротовой и носовой полостей |
– |
Пробы крови в объеме 5 мл с добавлением антикоагулянта и 5 мл без антикоагулянта |
Для посмертной диагностики |
|
Голову целиком или головной мозг в свежем или консервированном виде |
Абортированный плод с плацентой |
Кусочки паренхиматозных органов |
Кусочки паренхиматозных органов: печень, легкие, селезенка, почки, головной мозг в количестве 5–10 г |
Трупы мелких животных целиком |
Лимфатические узлы целиком, миндалины |
– |
Трупы животных весом до 10 кг целиком |
– |
Грудная или трубчатая кость в случае разложения трупа |
Как видно из таблицы 1, у ветеринарных специалистов появилась возможность диагностировать инфекционное заболевание при жизни в разгар клинического проявления, а не только после гибели животных (как описано в ветеринарных документах прошлого столетия), что позволяет вовремя купировать и ликвидировать болезнь.
Также изменились методы лабораторной диагностики болезни Ауески, которые делятся на прижизненные и посмертные (табл. 2).
Таблица 2
Лабораторные исследования при диагностике болезни Ауески
Laboratory tests in the diagnosis of Aujesky's disease
Ветеринарные правила 1954 г. |
Ветеринарные правила, 2021 г. |
|
1 |
2 |
|
Для прижизненной диагностики |
||
– |
Выявление антител к возбудителю в пробах сыворотки крови в РН или методом иммуноферментного анализа |
|
– |
Для ретроспективной диагностики исследования парных сывороток крови в РН, а также РДП, РСК, РНГА и ELISA-методом, люминесцентная микроскопия |
|
– |
Диагностика аллергическим методом |
|
Окончание табл. 2
1 |
2 |
Для посмертной диагностики |
|
Микроскопия |
Выделение возбудителя на культуре клеток |
Бактериологический посев |
Идентификация возбудителя в реакции нейтрализации |
Заражение подопытных животных (молодые кошки, взрослые кролики) |
Применение полимеразной цепной реакции ПЦР и секвенирования |
– |
Выявление антител к возбудителю инфекции методом иммуноферментного анализа |
– |
Биологическая проба на кроликах |
Проанализировав данные таблицы 2, можно прийти к выводу, что научные исследования по совершенствованию лабораторных исследований позволяют более комплексно подходить к проблеме диагностики инфекционных заболеваний и ставить более точный диагноз для ликвидации инфекционного заболевания.
В связи с тем, что в последние десятилетия изменились ветеринарные правила на территории Российской Федерации, это привело к ликвидации болезни Ауески. По данным МЭБ, более 40 стран в мире остаются неблагополучными по болезни Ауески [8, 9, 11–13].
С 2008 по 2014 г. на территории РФ существовало 12 неблагополучных регионов. В 2008 г. таковыми регионами являлись Ставропольский и Пермский край; в 2009 г. – Ивановская область, Республики Удмуртия и Татарстан; в 2010 г. – Ивановская, Саратовская области и Республика Удмуртия; в 2011 г. – Пермский край; в 2012 г. – Саратовская область; в 2013 г. была вспышка среди свиней домашнего сектора в Москве [8, 9, 11, 12].
Заключение. Болезнь Ауески существует с давних времен, первые упоминания о ней датируются 1813 г. Исследователи, занимающиеся вопросом болезни Ауески в течение большого периода времени, совершенствовали методы диагностики инфекционного заболевания. С 1954 по 2021 г. были разработаны прижизненные методы диагностики болезни Ауески с применением инновационных диагностических исследований. Совершенствовались также меры борьбы и профилактики, которые привели к полной ликвидации болезни Ауески на территории Российской Федерации с 2014 г. по настоящее время.
1. Третьяков А.Д., ред. Ветеринарное законодательство. Т. 1. М.: Колос, 1972. 696 с.
2. Третьяков А.Д., ред. Ветеринарное законодательство. Т. 2. М.: Колос, 1972. 719 с.
3. Третьяков А.Д., ред. Ветеринарное законодательство. Т. 3. М.: Колос, 1981. 640 с.
4. Третьяков А.Д., ред. Ветеринарное законодательство. Т. 4. М.: Агропромиздат, 1988. 671 с.
5. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов болезни Ауески: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.09.2020 № 540. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/23607?ysclid=m72vkztggl944721250 (Дата обращения: 23.07.2024).
6. Инструкция о мероприятиях против болезни Ауески сельскохозяйственных животных: утв. Гл. упр. животноводства и ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 13.08.1954. М., 1954. 36 с.
7. Бранзбург А.Ю. Ветеринарное законодательство РСФСР: сборник действующих правительственных, междуведомственных и ведомственных распоряжений по всем отраслям ветеринарного строительства, с алфавитным и хронологическим указателями. М.: Новая деревня, 1929. 750 с.
8. Коломыцев А.А., Стрижаков А.А., Амирова И.В. Анализ эпизоотической ситуации и эффективности мер борьбы с болезнью Ауески в мире // Ветеринарная патология. 2008. № 1. С. 157–162. EDN: https://elibrary.ru/OEDSLJ.
9. Официальный сайт Россельхознадзора, информационная база данных ВОЗ/ФАО/МЭБ [Электронный ресурс]. URL: https://fsvps.gov.ru (Дата обращения: 14.03.2024).
10. Скоморохов А.Л. Заразные болезни животных. М.; Л.: Сельхозиздат, 1956. 604 с.
11. Анализ эпизоотической ситуации по болезни Ауески свиней / Н.С. Худорожкова [и др.] // Научное обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса: сборник. Соленое Займище, 2021. С. 1531–1536. EDN: https://elibrary.ru/AHZPVA.
12. Болезнь Ауески свиней, современная эпизоотическая ситуация, меры борьбы и профилактика / А.А. Шевцов [и др.] // Ветеринария сегодня. № 3 (3). 2012. С. 16–19. EDN: https://elibrary.ru/SXYQIP.
13. Batza H.J. Eradication of Aujeszky's disease in Germany // Proc. International conference on the control of infectious animal diseases by vaccination. 2004. Vol. 12, № 9. P. 81–82.