АСТРАХАНСКИЙ ПОРТ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В КОНЦЕ 1910-Х – НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
События Великой русской революции привели к коренному изменению принципов функционирования экономики страны. Национализация нефтяной промышленности и уход из нее частнокапиталистического сектора, боевые действия периода гражданской войны оказали влияние как на работу нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего сектора, так и на организацию транспортировки нефти и нефтепродуктов. Целью статьи является анализ изменений, происходивших в организации транзита нефтепродуктов через Астрахань в конце 1910-х – начале 1920-х гг. Достижение цели потребовало решения составляющих ее задач: охарактеризовать систему управления нефтяной промышленностью в регионе в исследуемый период; оценить влияние национализации нефтяной промышленности и межведомственных споров за владение национализированным имуществом на организацию Каспийско-Волжского нефтяного транзита; выявить комплекс проблем, возникших в связи с изменениями в системе управления морским и речным транспортом и прибрежной инфраструктурой; с опорой на статистические сведения показать динамику нефтяного товарооборота через Астраханский порт. Источниковой базой послужил комплекс опубликованных нормативно-правовых документов, неопубликованных делопроизводственных материалов и статистических данных. Методологическая база представлена совокупностью научных принципов и специально-исторических методов. В результате проведенного исследования показаны сложности переходного периода в работе нефтяной промышленности, связанные с условиями военного времени и переподчинением собственности нефтяных предприятий и инфраструктуры, фактически остановившие нефтяной транзит через Астраханский порт в конце 1918–1919 гг. Приоритетная роль нефтепродуктов для послевоенного восстановления экономики страны предопределила повышенное внимание к отрасли со стороны правительства. Это привело к созданию в 1922–1923 гг. ряда новых или реорганизации уже существовавших предприятий, акционерных обществ и государственных структур, работа которых обеспечила регулярные поставки топлива в центральные районы страны из нефтяных районов Каспийского бассейна.

Ключевые слова:
нефть, нефтепродукты, астраханский порт, Каспийско-Волжский нефтяной транзит, Каспийское пароходство, нефтяной комитет, гражданская война, Астрахань
Список литературы

1. Россия. 1913 г. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. 417 с.

2. Народное хозяйство СССР за 1923–1924 год (IV Статистико-экономический ежегодник). М.: Экономическая жизнь, 1924. 842 с.

3. Поплетеева Г.А. Эволюция государственной политики в области регулирования развития нефтяной промышленности России в последней трети XIX – начале ХХ в. // Общество: философия, история, культура. 2014. № 4. С. 30–33.

4. Государственная политика в нефтегазовой сфере в контексте российской модернизации/ Е.В. Бодрова [и др.]. М.: МАОРИ, 2014. 813 с.

5. Драгульский С.А. Рождение нефтяной отрасли в России // Мир измерений. 2010. № 11. С. 50–59.

6. Драгульский С.А. Нобелевский проект. 150 лет со дня рождения Эммануэля Л. Нобеля // Бурение и нефть. 2009. № 5. С. 60.

7. Косторниченко В.Н. Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России: к разработке периодизации процесса // Экономическая история. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. С. 46–68.

8. Косторниченко В.Н. Деятельность А.П. Серебровского по модернизации отечественной нефтяной промышленности периода НЭПа: привлечение американского капитала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2007. № 4. С. 64–71.

9. Косторниченко В.Н. Английский капитал и развитие советской нефтяной промышленности (на примере деятельности компании «Виккерс») // Региональный экономический журнал. 2014. № 3–4. С. 23–30.

10. Трубопроводные поставки нефти в России на рубеже XIX–XX вв.: историческая ретроспектива и современные оценки / А.А. Карцхия [и др.] // Былые годы. 2022. № 17 (2). С. 812–823.

11. Куликова М.Л. Нефтепровод Баку – Батуми: заочная дискуссия двух императорских обществ о судьбе проекта (1888–1892) // Вопросы истории естествознания и техники. 2018. Т. 39, № 3. С. 523–532.

12. Красивская В.Н. Роль Императорского русского технического общества в модернизации нефтяной отрасли страны во второй половине ХIХ – начале ХХ в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. № 3 (56). С. 35–40.

13. Красивская В.Н. Эволюция государственной политики в сфере внедрения научно-технических достижений в нефтяной отрасли России – СССР (последняя четверть XIX в. – 1941 г.): дис. … канд. ист. наук. М., 2022. 284 с.

14. Бодрова Е.В. Строительство Каспийско-Черноморского трубопровода: выбор экономической стратегии развития России во второй половине XIX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С. 10–16.

15. Уразгалиев В.Ш. Становление и развитие нефтяного дела в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013. № 1. С. 69–80.

16. Танкерные перевозки нефти и предпринимательская конкуренция в России на рубеже XIX и XX веков: историческая ретроспектива и современные оценки / А.А. Карцхия [и др.] // Былые годы. 2021. № 16 (3). С. 1381–1398.

17. Новосад Е.В. Загрязнение Волги в период становления нефтяной промышленности в России (по материалам «Вестника рыбопромышленности») // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. Т. 27, № 1. С. 61–72.

18. Самарин А. О топливном балансе губернии на 1923–1924 гг. // Наш край. 1923. № 1. С. 125–130.

19. Государственный архив Астраханской области (далее – ГААО). Ф.Р-1678. Оп. 2.

20. ГААО. Ф.Р-1678. Оп. 2. Д. 17.

21. Декрет о национализации нефтяной промышленности от 20 июня 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 2. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Политиздат, 1959. С. 459–460.

22. ГААО. Ф.Р-1678. Оп. 2. Д. 13.

23. ГААО. Ф.Р-1678. Оп. 2. Д. 181.

24. Малов А. Транзит нефтепродуктов в Астраханском крае до и после революции и наливная система перевозки // Наш край. 1926. № 1. С. 32–44.

25. Постановление СТО «Об акционировании Государственного Каспийского пароходства» от 7 сентября 1923 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 1923 г. № 78-115. Отдел первый. М.: [б.и.], 1923. Ст. 975. С. 1697–1698.

26. Постановление СТО «Об организации правлений государственных речных пароходств» от 30 января 1923 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 1923 г. № 1-19. Отдел первый. М.: [б.и.], 1923. Ст. 113. С. 191–192.

27. Устав Волжского Государственного Речного Пароходства, утвержденный СТО 21 мая 1924 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1926 г. № 1–39. Отдел второй. М.: [б.и.], 1926. Ст. 132. С. 292–298.

28. Декрет ВЦИК и СНК «О порядке управления нефтескладами и другими техническими оборудованиями нефтяного хозяйства» от 8 июня 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1922 г. Отдел первый. М., 1950. Ст. 470. С. 907–908.

29. ГААО. Ф.Р-1678. Оп. 2. Д. 301.

30. Малов А. Навигационные итоги транзитных операций нефтепродуктов в Астраханском районе Нефтесиндиката и предполагаемые мероприятия по рационализации нефтяного хозяйства // Наш край. 1928. № 2. С. 27–33.

Войти или Создать
* Забыли пароль?