ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Образование является одним из самых устойчивых социальных институтов общества и позволяет сохранить достигнутый уровень и обеспечить изменения, основываясь на преемственности. Цель исследования – определить тенденции и основные формы исторической преемственности в развитии регионального аграрного образования. Объектом исследования является Государственный аграрный университет Северного Зауралья города Тюмени, ведущий свою историю от Тюменского Александровского реального училища, учрежденного в 1879 г. В ходе исследования применялся историко-педагогический подход. Методологию исследования составили как исторические, так и общенаучные методы. Научная новизна исследования состоит в определении тенденции преемственности регионального аграрного образования, которая заключается в последовательном повышении научно-образовательного и общероссийского статуса рассматриваемого учебного заведения с сохранением ценностных основ воспитания аграрной интеллигенции на разных этапах ее формирования. Установлено, что преемственность в системе аграрного образования проявляется в системно-деятельностном подходе к системе функционирования учебным заведением. Профессионализм профессорско-преподавательского состава, сохранение ценностных норм, заложенных русской педагогической школой и выдающимися педагогами-исследователями, одним из которых по праву считается первый директор реального училища Иван Яковлевич Словцов, создали условия передачи последующим поколениям таких педагогических форм преемственности, как практико-ориентированный подход к обучению, групповая работа со студенческой аудиторией, экспедиционная деятельность, музейная, методическая и воспитательная работа, ориентированные на развитие личностных качеств и творческих способностей студентов. Автором статьи сделан вывод о том, что педагоги, профессорско-преподавательский состав привносили новизну в образовательную и научную деятельность, но вместе с тем, изучив историю учебного заведения, продолжали заложенные традиции.

Ключевые слова:
аграрное учебное заведение, Иван Яковлевич Словцов, преемственность образования, формы исторической преемственности, педагоги, студенты, традиции
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Образование является тем социальным институтом, который обеспечивает поступательное развитие общества. В связи с этим необходимо обратить внимание на отечественный опыт преемственности в образовании, позволяющий сохранить достигнутый уровень развития путем его изменения. Весьма полезным, на наш взгляд, является обращение к региональному историческому опыту, так как каждый регион имеет свои особенности и присущий только ему вектор развития, что неизбежно влияет на отраслевую специфику появления профессиональных учебных заведений. Кроме того, понимание необходимости учреждения определенного учебного заведения во второй половине XIX века с его дальнейшей трансформацией на протяжении XIX – начала ХХ в. поможет рассмотреть рациональное зерно необходимых изменений, определить формы исторической преемственности.

Преемственность в образовании достаточно долго изучается как в педагогической, так и в исторической науке. О.В. Кожевникова [1], изучив данный феномен, выделила следующие исследовательские этапы: 1950–1960-е гг. – преемственность системы знаний, 1970–1980-е – преемственность школьного образования, 1980–1990-е гг. – преемственность между средней и высшей школой. На современном этапе проблемы преемственности образования рассматриваются российскими учеными во взаимосвязи: дошкольное учреждение – школа – среднее профессиональное учебное заведение – вуз как в рамках одной эпохи [2, 3], так и исторической преемственности моделей среднего и высшего образования [4, 5, 6.] и конкретных учебных заведений в их историческом развитии [7, 8]. Тюменские историки [9, 10] обращались к истории аграрного образования, но работ, посвященных преемственности учебного заведения сельскохозяйственного профиля на разных этапах его развития, нет. Данные обстоятельства указывают на то, что изучение преемственности профессионального аграрного образования на примере региональных сельскохозяйственных учебных заведений в исторической ретроспективе представляется важным и актуальным.

Цель исследования. Определить тенденции и основные формы исторической преемственности в развитии регионального аграрного образования.

Объект исследования: ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ГАУ Северного Зауралья), ведущий свою летопись от Тюменского Александровского реального училища.

Материалы и методы исследования. Для решения обозначенного вопроса нами использовался историко-педагогический подход, который позволил определить причины становления аграрного образования в регионе, выявить основные тенденции образовательной политики учебных заведений, сменявших друг друга на протяжении конца XIX – начала XXI в., а также определить формы исторической преемственности. Методами исследования выступили исторический, историко-сравнительный, нарративный, аналитический.

Источниковой базой исследования послужили архивные материалы по Тюменскому Александровскому реальному училищу и Тюменскому сельскохозяйственному техникуму из Государственного архива Тюменской области, документы из архива ГАУ Северного Зауралья и фондов Президентской библиотеки.

Результаты исследования и их обсуждение. Реформы второй половины XIX в., изменившие облик России и ее регионов, отразились на развитии системы сельскохозяйственного образования в Тобольской губернии, являющейся аграрным регионом. Определенную роль в деле становления профессионального аграрного образования сыграло Тюменское Александровское реальное училище.

25 апреля 1878 г. Александр II «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить Указ 58458 "Об учреждении в городе Тюмени шестиклассного реального училища"» (утверждавший мнение Государственного совета, объявленное Сенату министерством народного просвещения 9 мая 1878 г.). В Указе давалось поручение о внесении денег на строительство и содержание учебного заведения,        «… сделанных Тюменским городским обществом и тамошним Городским Головой, … с тем, во 1-х, чтобы жертвуемые городским обществом для сей цели по десяти тысяч рублей в год зачислялись в государственные доходы по смете министерства Народного Просвещения, пособием казне из городских доходов, и во 2-х, чтобы отпуск ассигнуемой суммы из казны (19.680 руб.) начался не ранее          1 июля 1880 года, если к тому времени будет окончена постройка дома для училища» [11].

Городской голова Прокопий Иванович Подаруев справился с поставленной перед ним задачей: двухэтажное здание было построено в период с 1878 по                    1880 г. 15 сентября 1879 г. Тюменскому реальному училищу было присвоено наименование Александровского [12, с. 180]. Современники отмечали высокий уровень материально-технической базы учебного заведения, состоявшего из двух отделений: научного и технического. Верхний этаж был отведен под домовую церковь в честь Александра Невского. Своей славой училище во многом обязано первому директору Ивану Яковлевичу Словцову, ученому, педагогу, общественному деятелю, члену Западно-Сибирского географического общества, организатору научных экспедиций и автору ряда научных статей и учебников по естественной истории. В училище в разные годы работали Я.И. Миллер,                      Ф.Г. Помоев, А.Я. Симецкий, а также известный историк и родоначальник изучения и преподавания экономической географии Сибири П.М. Головачев и другие. Обучение в реальном училище строилось с учетом политехнического подхода к знаниям учащихся. Среди форм и методов обучения применялись лекции, уроки-беседы, лабораторный и исследовательский методы, широко использовались средства наглядности, самостоятельные формы работы, экскурсии и экспедиционная деятельность. Приветствовалась групповая работа и деятельность учеников в научном обществе, способствующие формированию личностного мировоззрения и поведения, называемые И.Я. Словцовым миросозерцанием. Интересен опыт музейной педагогики: комплектование музея экспонатами с обязательным использованием на уроках и привлечением учащихся к сбору и описанию натуральных объектов живой и неживой природы [13, с. 5].

Воспитательная парадигма Александровского реального училища строилась на природообразном воспитании [14, с. 140], которое состояло из трех компонентов: универсальности, отсутствия сословных барьеров и наличия учителей-энциклопедистов, что создавало условия деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Русский писатель, окончивший Тюменское Александровское реальное училище, М.М. Пришвин подтверждает, что директор создал настоящую «школу народных вождей» [15], среди которых самыми известными стали Виктор Иванович Колокольников, основатель и директор 1-го Русского реального училища в Харбине; Леонид Борисович Красин, инженер, советский партийный и государственный деятель, дипломат; Андрей Маркович Лабинский, российский певец, педагог, заслуженный артист РСФСР (1924) и многие другие. После мобилизационной кампании А.В. Колчака в марте 1919 г. Тюменское Александровское реальное училище было закрыто [16, с. 59].

С приходом советской власти остро встал вопрос о кадрах. 27 октября 1920 года Тюменским губернским отделом народного образования был открыт Тюменский техникум, в 1923/1924 учебном году реорганизованный в сельскохозяйственный. Огромный вклад в становление и развитие Тюменского сельскохозяйственного техникума (ТСХТ) внесли первый директор Павел Августович Мартэн  и заместитель директора по учебной части Эдуард Карлович Хилькевич. Совместными усилиями революционер-большевик с тремя высшими образованиями П.А. Мартэн и выпускник Тюменского Александровского реального училища 1913 г. инженер Э.К. Хилькевич, хорошо знавший региональную специфику Тюменского края и обладающий качествами, сформированными в «школе вождей» И.Я. Словцова, смогли не только воплотить в жизнь идею сельскохозяйственного среднего образования, но и продолжили традиции реального училища, сохранив преемственность с предыдущим образовательным этапом, продолжая придерживаться парадигмы природообразного воспитания. Директор П.А. Мартэн, будучи многопрофильным специалистом, – биологом, археологом и инженером, стал достойным преемником И.Я. Словцова как в развитии профессионального образования, так и в изучении Тюменского края в экспедициях.

На протяжении первого советского двадцатилетия техникум испытывал недостаток педагогических кадров, имел серьезные трудности с набором студентов, так как количество мест постоянно увеличивалось (с 1930 по 1939 г. в 2 раза – с 210 до 500) [16, с. 180], а также полноценным развитием материально-технической базы. Вместе с тем                          П.А. Мартэну удалось создать высокопрофессиональное преподавательское ядро из 15 преподавателей, в том числе окончивших Тюменское Александровское реальное училище, а затем высшие учебные заведения России [17, л. 58.] Высокий уровень преподавания, практико-ориентированный подход к обучению, постоянное повышение квалификации в Московской сельскохозяйственной академии отличали коллектив техникума [18, л. 1, 58], Положение стало меняться с 1928/1929 учебного года [19, л. 82].

Благодаря специальной системе мер, в 1930-е гг. удалось добиться преобладания рабоче-крестьянской комсомольской прослойки в среде учащихся в ущерб профессиональным знаниям. Но власти были не удовлетворены социальным составом и позицией преподавателей техникума, рассматривавших в большинстве «… школу как школу учебы, без политики и… без проведения четкой классовой линии в работе…» [20, с. 115]. Обком ВКП (б) констатировал, что в                1929 г. в Сельскохозяйственном техникуме преподавательский состав состоял из двух педагогов, лишенных избирательных прав, одного члена антисоветской партии; только три педагога окончили советские вузы, а остальные имели дореволюционные дипломы [21, л. 15 об.]. Данное обстоятельство привело к замене беспартийных преподавателей коммунистами, которые зачастую не обладали необходимыми знаниями. Несмотря на заслуги П.А. Мартэна в деле развития профессионального образования в Тюменском округе, окружной отдел народного образования в начале 1929 года ставил ему в вину, что он «ремонтирует квартиры преподавателей и персонала, а не кабинеты», держит в школе преподавателей из детей попов и офицеров, политически безграмотных и не принимающих участие в ряде кампаний: посевной и повышении урожайности [22, л. 16–18]. В 1935 году в специальной записке НКВД окружкому ВКП (б) от 15 января сообщалось, что состав техникума засорен чуждыми элементами. Среди преподавателей были офицеры из армии А.В. Колчака, политические ссыльные, дети купцов и священников в количестве 7 человек [23, л. 190.]. Одним из политических ссыльных был известный профессор, геоботаник Владимир Николаевич Хитрово. Дореволюционные преподаватели, несмотря на свое происхождение, давали очень хорошие знания и передавали подрастающему поколению культурные и санитарные навыки общежития, умение отстаивать свою точку зрения. В той же специальной записке НКВД сообщается о том, что студенты ТСХТ в январе 1935 года забастовали в связи с тем, что в студенческой столовой наблюдались низкие по качеству обеды и часто отсутствовал хлеб, так как вопросами питания в техникуме никто не занимался. Инцидент быстро был ликвидирован горкомом ВКП (б), студенты получили хлеб и молоко [24, л. 192.]. В период 1939–                  1940 гг. опытных педагогов насчитывалось 10–15 % [25, с. 204].

С 1934 по 1935 г. в составе ТСХТ работали зерновое, земледельческое, гидротехническое отделения. Несмотря на все трудности, связанные с изменением как социального состава учащихся и преподавателей, так и подхода к обучению, директор В.А. Бородавкин смог отстоять практико-ориентированный подход. В техникуме продолжали проводить занятия в 18 специально оборудованных кабинетах, в том числе кабинетах физики, машиноведения, земледелия-почвоведения, геодезии, селекции, зернокультуры, защиты растений, а также в мастерских, оснащенных столярным оборудованием, и автотракторном парке, в учебном хозяйстве техникума. Материальная база позволяла готовить специалистов широкого профиля.

Студенты техникума, как и всей страны, активно развивали в себе творческие, спортивные, научные способности, участвуя в деятельности различных кружков и секций. Включение студенчества в социалистическое соревнование, большевистский сев и уборочную страду являлось не только мощным идеологическим средством, укрепляло дисциплину, но и имело важное учебное воздействие. Молодые люди, посещая колхозы, не только сами усваивали материал об изменениях в обществе и в деревне, новых технологиях и технике аграрного производства, но и доносили его до крестьян в ходе заготовительных и посадочных кампаний [25, с. 199, 201, 202].

  С началом Великой Отечественной войны Тюменский сельскохозяйственный техникум временно прекращал свою деятельность до особого распоряжения, но в декабре 1942 года в связи с нехваткой аграрных кадров в Тюменском округе возобновило свою работу отделение полеводства, в 1943 году – землеустроительное отделение [26, с. 47].

На фронт были мобилизованы и ушли добровольцами более 200 студентов и преподавателей техникума, многие из которых в боях за Родину отдали свои жизни. За участие в боевых действиях высшими боевыми наградами были награждены три учащихся ТСХТ: Кузнецов Николай Иванович, Герой Советского Союза, легендарный разведчик и партизан; Шаров Павел Степанович, Герой Советского Союза, летчик; Брюховский Михаил Николаевич, полный кавалер орденов Славы, летчик. 

В сентябре 1945 года техникуму (директор Д.М. Новиков) вернули здание, занимаемое им до войны [26, с. 47] (с 10 июля 1941 по 25 марта 1945 г. в задании находился саркофаг с телом В.И. Ленина, а также научно-исследовательский коллектив Московского мавзолея под руководством профессора Б.И. Збарского). В первые послевоенные годы ТСХТ смог укрепить материальную базу, расширить подготовку специалистов: было открыто отделение механизации и одногодичная школа полеводов. Однако существовали объективные трудности, связанные с необходимостью поднятия экономики страны, что в свою очередь приводило к недостатку абитуриентов, а затем и к отчислению по собственному желанию студентов из учебного заведения. Как результат – мизерные выпуски. Данную ситуацию удалось исправить, когда техникум возглавил (1953–1959 гг.) выпускник Казанского сельскохозяйственного института Петр Александрович Рябов, имевший большой опыт педагогической и руководящей работы. Количественно и качественно рос и укреплялся студенческий и педагогический коллектив техникума, улучшалась материальная и производственная база, увеличивался прием студентов. Многие выпускники стали выдающимися организаторами сельскохозяйственного производства, председателями колхозов, главными инженерами, техниками-механиками, директорами МТС и совхозов в Тюменской, Омской, Свердловской областях. За результаты своей деятельности были награждены орденами и медалями, в том числе звание Героя Социалистического Труда получили выпускники ТСХТ, агрономы Ведений Маркович Архипов и Михаил Степанович Козлов. Ведущие преподаватели техникума долгие годы продолжали свою деятельность в Тюменском сельскохозяйственном институте, содействовали его становлению и развитию.                                                                                                                                                                                                                                                   

Тюменская область, получив специалистов сельского хозяйства со средним профессиональным образованием, в 1950-е гг. остро испытывала недостаток в квалифицированных кадрах с высшим образованием. Этот вопрос обсуждался на собраниях городского партийного актива в 1953 г., на одном из которых от 23 октября 1953 г. начальник областного управления сельского хозяйства и хлебозаготовок т. Щуров отмечал, что «колхозное производство – сложное производство, оно нуждается в квалифицированных кадрах, а из 72 человек, замещающих инженерные ставки в МТС, только у 8 – высшее образование [27,                   л. 15]. В 1958 году секретарь обкома КПСС В.В. Косов отправил обоснованное письмо-ходатайство в ЦК КПСС с просьбой перевода Сельскохозяйственного института из европейской части СССР в город Тюмень [28, л. 9–11]. 5 сентября 1959 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 1493 об организации Тюменского сельскохозяйственного института (ТСХИ) [29]. В 1959/1960 учебном году в институте работали 12 человек профессорско-преподавательского состава. В вуз для работы были направлены молодые научные кадры со всей страны, которые смогли создать и сделать его одним из ведущих сельскохозяйственных институтов СССР: А.В. Малов, И.Д. Комиссаров, Л.Н. Каретин, Ю.Ф. Юдичев, И.П. Кузьмин и другие. В первое десятилетие работы вуза удалось продолжить заложенную предыдущими поколениями профессорско-преподавательского состава активную деятельность, направленную на формирование социально-активной, творческой, профессиональной личности студента. С приездом в ТСХИ в 1969 г. Ю.Ф. Юдичева, кандидата ветеринарных наук, начал создаваться анатомический музей с использованием экспонатов, оставшихся со времен Тюменского Александровского реального училища и Сельскохозяйственного техникума. Л.Н. Каретин, кандидат сельскохозяйственных наук, почвовед собирал виды почв и формировал музей почв, кафедра марксизма-ленинизма оформляла стенды музея истории вуза. К деятельности музеев привлекались как молодые ученые, так и студенты, активно участвовавшие в научно-исследовательской, экспедиционной                  работе.

Благодаря творческой энергии административного аппарата и всего коллектива, в период 1970-х – начала 1990-х гг. открываются новые факультеты: механизации сельского хозяйства, экономический, бухгалтерского учета, ветеринарной медицины и другие, появляются специализированные кафедры и лаборатории, строится студенческий городок с новыми учебными корпусами, общежитиями, спортивным комплексом, улучшается материально-техническая база учебно-опытного хозяйства. К началу 1990-х г. Тюменский сельскохозяйственный институт стал многопрофильным вузом, успешно выполняющим поставленные задачи не только связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства, но и оказанием научно-методической помощи хозяйствам области. В связи с переходом России к рыночной экономике и либерально-демократической системе социальных отношений меняется парадигма образования и, как следствие, форма организации и система управления. Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 46 от 6 июня 1995 года, УНПК «Тюменский сельскохозяйственный институт» со всеми структурными подразделениями, входящими в него, переименовывался с 11 мая                      1995 года в Тюменскую государственную сельскохозяйственную академию (ТГСХА) [29, с. 51]. Переход к либерально-демократическому сценарию потребовал также изменения в методах и технологиях учебной деятельности, в системе финансирования, в переходе на новые государственные образовательные стандарты, в системе контроля и оценке уровня образования, в учебно-методическом обеспечении. Основа научно-педагогического коллектива продолжала оставаться высокопрофессиональной, готовой к любым изменениям. В этот период ученые вуза создали сорта сельскохозяйственных культур и породы животных, адаптированных к природно-климатическим условиям Северного Зауралья. 29 декабря 2005 г. ученый совет ТГСХА одобрил «Концепцию модернизации научного и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса». Была утверждена комплексная программа воспитательной работы вуза, согласованная с общим процессом обучения и нацеленная на формирование современной личности, готовой брать на себя ответственность. 4 октября 2012 года Министерством образования и науки Российской Федерации подписан приказ о присвоении Тюменской государственной сельскохозяйственной академии статуса университета. Вуз получил название Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ФГБОУ ВПО ГАУ Северного Зауралья), который продолжает традиции, заложенные Тюменским Александровским реальным училищем.

Заключение. 145-летняя история существования учебного заведения, начавшаяся с идеи Александровского           реального училища и продолжающаяся сегодня в виде высшего учебного заведения, готовящего кадры для аграрной сферы, отчетливо дает понять основные формы преемственности на разных исторических этапах его существования.          Во-первых, учебное заведение, начиная с 1879 года и до сегодняшнего дня было и остается государственным, что указывает на его особую значимость для региона и России. Во-вторых, основой образовательной деятельности традиционно со времен Тюменского Александровского реального училища является системно-деятельностный подход к системе функционирования учебным заведением.            В-третьих, преподавательский коллектив отличался высоким уровнем профессионализма. Педагоги, профессорско-преподавательский состав привносили новизну в образовательную и научную деятельность, но вместе с тем, изучив историю учебного заведения, продолжали заложенные традиции: практико-ориентированный подход к обучению, групповую работу со студенческой аудиторией, экспедиционную деятельность, музейную, методическую и воспитательную работу, ориентированную на развитие личностных качеств и творческих способностей студентов. В-четвертых, руководители всех учебных заведений были выдающимися администраторами, педагогами, учеными, которые, начиная с Ивана Яковлевича Словцова, стремились сделать учебное заведение одним из первых в России и полезным для процветания сначала Тобольской губернии, а затем и Тюменской области. В-пятых, парадигма природообразного воспитания, сочетающаяся с практикой «школы вождей» И.Я. Словцова, была продолжена в последующие эпохи и, как результат, герои труда и фронта, которыми гордится и вуз, и регион, и страна.

Итак, изучив историческую преемственность аграрного образования, можно констатировать, что основной тенденцией является повышение научно-образовательного и общероссийского статуса учебного заведения, которое проделало путь от реального училища до аграрного университета, сохранив образовательные и воспитательные традиции, выступающие основой преемственности.

Список литературы

1. Кожевникова О.В. Преемственность в образовании: представления участников образовательной системы о выпускнике школы // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 86–94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-obrazovanii-predstavleniya-uchastnikov-obrazovatelnoy-sistemy-o-vypusknike-shkoly/viewer (дата обращения: 15 марта 2024 г.).

2. Гнатышина Е.А. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 5. С. 41–47.

3. Савченков А.В. Преемственность ссуза и вуза, как форма интеграции в образовании // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 146–149.

4. Гетманская Е.В. Мировые исторические модели преемственности среднего и высшего образования // Преподаватель XXI. 2016. № 2. С. 83–92.

5. Кожина Н.В. Исторические этапы развития образования и педагогики в России // Образование: прошлое, настоящее и будущее: мат-лы VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, окт. 2020 г.). Краснодар: Новация, 2020. С. 13–16.

6. Филатова М.Н. Преемственность ценностных основ воспитания в системе общего образования в России от эпохи Петра I до начала XXI века // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 3. С. 237–246.

7. Ананикова В.В. Преемственность и развитие идей В.И. Герье в истории становления педагогического образования и науки // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 12 (126). С. 1–5.

8. Занданова Л.В. Первенец высшего образования в Хакасии: у истоков становления Абаканского государственного педагогического института // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 231–239.

9. Балюк Н.А. Из истории сельскохозяйственного образования в Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в. (Тобольская низшая сельскохозяйственная школа) // Исторический опыт народного образования Тюменского края: мат-лы обл. науч. конф. Тобольск, 1992. С. 43–48.

10. Звонарева Л.В. От реального училища до академии. 1879–1959–2009. Тюмень: Тюменская гос. с.-х. акад., 2009. 248 с.

11. Об учреждении в городе Тюмени 6-классного реального училища // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1880. Т. 53. URL: https://www.prlib.ru/history/1278601 (дата обращения: 2 февраля 2024 г.).

12. Гончаренко О.Н., Веремеева С.А. К вопросу о научно-исследовательской деятельности Ивана Яковлевича Словцова в области естественных наук // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 177–186.

13. Гончаренко О.Н., Семенкова С.Н. Педагогический опыт Ивана Яковлевича Словцова // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 9. С. 5. URL: https://research-journal.org/archive/9-135-2023-september/10.23670/IRJ.2023.135.46 (дата обращения: 2 февраля 2024 г.).

14. Луков В.А. Парадигмы воспитания // Гуманитарные науки: теория и методология. 2005. № 3. С. 139–132.

15. Пришвин М.М. Кащеева цепь. URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/kompaniya.htm. (дата обращения: 21 января 2024 г.).

16. Гончаренко О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье. 1917–1941 гг.: дис. … канд. ист. наук / ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет". Тюмень, 2005. 266 с.

17. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 2686. Оп. 1. Д. 44.

18. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 1937. Д. 16.

19. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 76.

20. Гончаренко О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье (1917–1941 гг.). Тюмень: Изд-во ТГСХА, 2011. 198 с.

21. ГАСПИТО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 6.

22. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1043.

23. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1045.

24. ГАСПИТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 656.

25. Гончаренко О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье …

26. Звонарева Л.В. От Тюменского Александровского реального училища к Государственному аграрному университету Северного Зауралья // АПК: инновационные технологии. 2019. № 1. С. 46–53.

27. ГАСПИТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 902.

28. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 1. Д. 3842.

29. Звонарева Л.В. От Тюменского Александровского реального училища… С. 46–53.

Войти или Создать
* Забыли пароль?