Красноярск, Красноярский край, Россия
В статье с позиции воспроизводства трудового потенциала региона рассматривается необходимость поиска образовательных форм, отвечающих за динамику развития производительных сил общества. С целью преодоления дефицита профессиональных компетенций среди экономически активного населения уточняется научно-практическая значимость образовательных форм, обеспечивающих профессиональную координацию трудового потенциала региона с учетом развития реального сектора экономики. По мнению авторов, именно запуск новой редакции образовательных форм в условиях производственных систем определит социально-экономическую динамику развития локальной экономики в муниципальных системах. Цель исследования – обобщить опыт управления развитием системы образования и обосновать эффективные образовательные формы, обеспечивающие поступательное формирование профессиональных компетенций работников. Дана оценка управления развития системы образования с позиции программно-целевого планирования бюджетного процесса, охватывающего среднесрочную периодизацию создания условий для формирования трудового потенциала региона. Организационно-управленческий анализ развития системы образования Красноярского края позволил исследователям установить совокупность причинно-следственных связей, влияющих на условия их формирования и рациональное использование образовательных ресурсов. Отмечено положительное влияние реализации ряда муниципальных программ, охватывающих развитие дошкольного, общего, среднего общего образования в Красноярском крае. Обобщен научно-практический опыт развития наставничества и уточнено его значение, как образовательной формы в формировании трудовых ресурсов. Предложено организовать школу академического наставничества в производственных системах, ориентируясь на уровни профессиональной конвертации трудовых ресурсов с целью удовлетворения потребности в рабочей силе. Показана сравнительная эффективность школы наставничества в ООО ОПХ «Солянское», как производственной системы аграрного сектора экономики. Рекомендовано в условиях отраслевой системы осуществлять профессиональную конвертацию трудовых ресурсов на основе лаборатории по трудовой адаптации экономически активных граждан поселений в условиях производственных систем.
трудовой потенциал региона, уровни профессиональной конвертации экономически активного населения, Школа наставничества, трудовая адаптация
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru.
2. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16) // URL: http://www.consultant.ru.
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 // URL: http://publication.pravo.gov.ru.
4. Образование: сокрытое сокровище: доклад. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. 295 с.
5. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2012. 340 с.
6. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом/ О.Л. Чуланова [и др.]. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 156 с.
7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 56 с.
8. Вяткина Г.Я., Фролова О.Я. Формирование трудового потенциала региона: условия и факторы // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2024. № 1 (31). С. 115–126.
9. Варгин Н.Л., Осипов А.К. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе. Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2003. 194 с.
10. Алтухов А.И. Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление. 2015. № 7. С. 8–21.
11. Шумаков Ю.Н. Трудовые ресурсы села: состояние, пути улучшения, использования // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 3. С. 30–32.
12. Бондаренко Л.В. Занятость на селе и диверсификация сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 1. С. 71–76.
13. Фролова О.Я., Лубков А.Н. Социально-экономические основы формирования механизма мотивации труда работников сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 6. С. 61–65.
14. Shmeleva Zh.N. The general cultural competence formation in the process of the foreign language learning by students-managers // Era of Science. 2018. No 15. P. 220–224.
15. Shmeleva Zh.N. Life-long learning of the foreign language at Krasnoyarsk SAU as the prerequisite for receiving ECBE accreditation and a means of implementing UNESCO educational standards // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No 2 (27). P. 267–270.
16. Агентство стратегических инноваций. Всероссийская программа «Классная страна». URL: https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana (дата обращения: 04.04.2024).
17. Фролова О.Я., Наумов О.Д. Управление инвестиционной привлекательностью в региональных системах // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 4 (30). С. 46–55.
18. Фролова О.Я., Бордаченко Н.С. Значение дополнительных образовательных траекторий в профессиональной ориентации молодежи // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 2 (28). С. 87–95.
19. Фролова О.Я. Формирование социально-экономического базиса в общественном развитии персонала // Modern Economy Success. 2019. № 4. С. 146–151.
20. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения». 2-е изд., доп., перераб. Казань, 2020. 51 с.
21. Захарова С.В., Завьялова А.П. Организация наставничества в современной школе /Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. Екатеринбург, 2023. 56 с.
22. Литвинова В.С., Фастович Г.Г., Фомина Л.В. К вопросу о формировании стратегии обеспечения трудовыми ресурсами в системе образовательных учреждений // Аграрное и земельное право. 2022. № 10. С. 38–43.
23. Managerial potential: emotional intelligence, empathy and tolerance to uncertainty of agribusiness managers / A.V. Vyatkin, G.Ya. Vyatkina, L.V. Fomina [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. Krasnoyarsk, 2021. Vol. 839. P. 22048.