Россия
УДК 636.28 Породы других частей света (кроме Европы)
Цель исследования – сравнение эффективности влияния применения тканевых препаратов на молочную продуктивность и показатели биохимического состава крови коров. Эксперимент проведен в 2023 г. на коровах симментальской породы в период раздоя в условиях филиала ФГБНУ ФАНЦА «Опытная станция “Новоталицкое” Чарышского района Алтайского края. Подо-пытным коровам вводили тканевые биостимуляторы: I опытной группе – биостимульгин в дозе 30 мл/гол., во II – фракцию АСД-2 в дозе 2 мл/гол. в сочетании с «Элеовит» в дозе 10 мл/гол., в III – тканевый препарат в дозировке 22,5 мл на голову в сутки. Исследуемые тканевые препараты вводились подкожно в область нижней трети шеи 4-кратно с интервалом 14 дней. В ходе проведения эксперимента установлено, что тканевый биостимулятор оказал наибольшее влияние на уровень молочной продуктивности подопытных коров. За первые 60 дней лактации удой молока у животных III опытной группы увеличился на 4,2 % относительно контроля. Молочного жира от животных III опытной группы получено больше на 4,9 % (p ˂ 0,05), чем от коров контрольной группы. По данным показателей крови выявили, что количество общего белка увеличилось на 7,4 % (p ˂ 0,05), альбуминов – на 2,0 % (p ˂ 0,01) и АСаТ – на 21,5 % (p ˂ 0,01) относительно контрольных значений. Применение тканевых препаратов в I и II опытных группах оказалось менее эффективно и способствовало повышению общего количества белка на 1,6 и 7,8 % (p ˂ 0,05), АСаТ – на 2,0 (p ˂ 0,05) и 9,5 % в сравнении с показателями контрольных животных. От животных III опытной группы дополнительной прибыли получено 2 787 руб.
коровы, крупный рогатый скот, раздой, тканевые препараты, молочная продуктивность, жир, белок, биохимический состав крови коров, экономическая эффективность
Введение. В производственных условиях технологии содержания коров противоречат генетически обоснованным физиологическим возможностям, это сопровождается метаболическими нарушениями в организме, что, в свою очередь, существенно снижает продуктивные показатели, сроки хозяйственного использования сельскохозяйственных животных, а также иммунитет [1, 2].
В связи с чем рекомендуется в производственных условиях использовать новые недорогостоящие, высокоэффективные биологически активные вещества естественного происхождения, которые способствуют активизации физиологических процессов организма и повышают естественную резистентность [3].
Основной особенностью тканевых препаратов является содержание в их составе такого важного действующего начала естественного происхождения, как «биогенные стимуляторы». Тканевые препараты отличаются своим многокомпонентным составом и структурной оригинальностью. Полинаправленное действие тканевых препаратов на обмен веществ сельскохозяйственных животных и естественную резистентность обеспечиваtт наличие оптимальной концентрации биологически активных веществ широкого перечня [4].
Тканевые препараты, введенные в организм животных, способны стимулировать неспецифическую резистентность, что приводит к улучшению функциональной активности ферментных и гормональных систем. Отмечается улучшение работы центральной нервной системы, в частности процессов возбуждения и торможения [5].
В составе биогенных стимуляторов имеются различные витамины и органические кислоты, благодаря чему осуществляется работа ферментов, нервной системы – центральной и периферической и всего организма [6].
При использовании тканевых препаратов активизируется питание клеток, тканей и органов, улучшается метаболизм, работа ферментов, усиливается иммунная система [7].
Цель исследования – сравнение эффективности влияния применения тканевых препаратов на показатели биохимического состава крови коров.
Объекты и методы. Эксперимент проводился в условиях филиала ФГБНУ «Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий» «Опытная станция “Новоталицкое”» Чарышского района Алтайского края на коровах симментальской породы в период начала лактации в 2023 г.
На рисунке 1 представлена схема эксперимента.
Рис. 1. Схема научно-хозяйственного эксперимента
(Биостимульгин – на основе плаценты крупного рогатого скота; Фракция АСД-2 –
на основе мясо-костной муки; Элеовит – в 1 мл содержится: витамин А – 10000 МЕ,
Д3 – 2000 МЕ, Е – 10 мг, К3 – 1 мг, В1 – 10 мг, В2 – 4 мг, В6 – 3 мг, цианокобаломин – 10 мкг,
биотин – 10 мкг, никотинамид – 30 мг, пантотеновая кислота – 20 мг, фолиевая кислота –
0,2 мг; тканевый биостимулятор – на основе боенских отходов пантовых оленей
(матка с плодами, селезенка, лимфоузлы, кровь)
При постановке животных на опыт сформировали четыре подопытные группы коров (одну контрольную и три опытные) по 10 голов в каждой, были подобраны аналоги по возрасту (II лактация) и уровню молочной продуктивности (20,7 ± 1,07). Тканевые препараты вводили согласно схеме опыта подкожно в область нижней трети шеи.
Удой молока от коров определяли методом контрольных доений один раз в 10 дней. В пробах молока (n = 10) определяли массовую долю жира и белка на приборе Лактан М1. Количество молочного белка и жира от коров подопытных групп за первые 60 дней лактации определяли расчетным методом по общепринятой формуле.
Пробы крови от животных подопытных групп отбирались на 14-й день после последней инъекции препаратов. Забор крови осуществлялся из хвостовой вены в утренние часы до кормления. Кровь отбиралась в количестве 5 проб из каждой группы в вакуумные пробирки (с активатором сгустка).
В лаборатории ветеринарии ФГБНУ ФАНЦА на фотометрическом автоматическом анализаторе ChemWellCombi 2910 проводились исследования биохимических показателей сыворотки крови. Данные обработали при использовании программного пакета MS Excel.
Результаты и их обсуждение. Влияние применения тканевых препаратов на показатели молочной продуктивности коров представлено в таблице.
Молочная продуктивность коров
Показатель |
Группа |
|||
Контроль |
I опытная |
II опытная |
III опытная |
|
Удой за период опыта (60 дней), кг |
1267,6±25,53 |
1257,6±56,92 |
1297,0±25,71 |
1318,5±29,03 |
Содержание белка, % |
3,0±0,03 |
3,0±0,04 |
2,9±0,05 |
2,9±0,04 |
Содержание жира, % |
3,8±0,03 |
3,9±0,04 |
3,8±0,03 |
3,9±0,06 |
Применение тканевого биостимулятора, изготовленного из боенских отходов пантовых оленей, коровам в период раздоя оказало наиболее эффективное действие (см. табл.). В среднем за опытный период удой молока у животных II и III опытных групп увеличился
соответственно на 2,3 и 4,2 % относительно контроля. Введение тканевого препарата «Биостимульгин» (I опытная группа) коровам в период раздоя не способствовало росту уровня молочной продуктивности.
Концентрация белка и жира в 1 кг молока, полученного от коров подопытных групп, статистически значимо не изменялась.
Данные по количеству молочного белка и жира, полученному от животных подопытных групп, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Количество молочного жира и белка в молоке, кг
Данные, представленные на рисунке 2, показывают, что достоверных статистических различий по молочному белку между животными контрольной и опытных групп выявлено не было. От коров III опытной группы молочного жира за первые 60 дней лактации получено больше на 4,9 % (p < 0,05). У животных I и II опытных групп по аналогичному значению статистически значимых достоверных различий выявлено не было.
Увеличение молочной продуктивности коров при использовании тканевых препаратов может быть связано с активизацией важнейших физиологических систем организма животных, которые связаны с образованием и реадсорбцией компонентов молока в молочную железу, а также веществ, синтезированных из крови, таких как глюкоза, лактоза, ферменты, аминокислоты, макро-, микроэлементы и витамины.
На увеличение молочной продуктивности животных при использовании тканевых препаратов указывают и работы других авторов [8, 9].
Все обменные процессы в организме осуществляются через кровь. Через нее осуществляется питание всех органов и тканей и удаляются продукты обмена и углекислый газ. Кровеносная система первой реагирует на изменения условий содержания и кормления животных, поэтому изучение показателей биохимического состава крови позволяет выявлять некоторые процессы дисбаланса в организме [10, 11].
Показатели сыворотки крови коров подопытных групп представлены на рисунке 3.
Данные рисунка 3 указывают на то, что
4-кратное введение коровам в период лактации тканевого препарата АСД в сочетании с «Элеовитом» (II опытная группа) и тканевого биостимулятора (III опытная группа) способствует достоверному (p ˂ 0,05) повышению содержания уровня общего количества белка в сыворотке крови на 7,8 и 7,4 % соответственно. У животных I опытной группы, которым вводили «Биостимульгин», концентрация общего количества белка в сыворотке крови также находилась на большем уровне при недостоверной разнице – на 1,6 % относительно контроля.
Наибольшее количество альбуминов содержалось в сыворотке у животных III опытной группы, что больше на 5,0 % (p < 0,01), чем у коров контрольной группы.
Увеличение исследуемых нами показателей белкового обмена указывает на усиление транспортной, питательной, антиоксидантной функций в организме коров [12].
На увеличение белкового обмена при применении биогенных стимуляторов указывают исследования других авторов [13, 14].
Содержание холестерина и триглицеридов представлено на рисунке 4.
Рис. 3. Содержание общего количества белка и альбуминов в сыворотке крови, г/л
Рис. 4. Содержание холестерина и триглицеридов в сыворотке крови, ммоль/л
По значениям концентрации холестерина и триглицеридов (рис. 4) не выявлено закономерных различий между животными контрольной и опытных групп.
Уровень содержания глюкозы в сыворотке крови коров подопытных групп представлен на рисунке 5.
Рис. 5. Содержание глюкозы в сыворотке крови, ммоль/л
Животные I, II и III опытных групп (см. рис. 5) по уровню глюкозы в сыворотке крови превосходили на 42,2; 50,7 и 40,8 % соответственно относительно контрольных значений.
По данным бухгалтерского и зоотехнического учета была рассчитана эффективность применения тканевых препаратов коровам в период раздоя.
Вследствие применения тканевых препаратов дополнительные затраты в I, II и III опытных группах увеличились на 1 579,32; 172,16 и 81,00 руб. соответственно в сравнении с контролем.
В связи с увеличением количества молока базисной жирности отмечено получение дополнительной прибыли во II опытной группе, она составила 811,84 руб., в III опытной группе – 2 787,00 руб. При использовании тканевых препаратов коровам II и III опытных групп отмечен рост уровня рентабельности на 1,3 и 4,5 %. Применение «Биостимульгина» коровам в I опытной группе в период раздоя не способствовало получению дополнительной прибыли.
Заключение. Применение тканевого биостимулятора на основе боенских отходов пантовых оленей коровам в период раздоя оказалось наиболее эффективным и способствовало увеличению в среднем за первые 60 дней лактации удоя молока на 4,2 % относительно контроля. Молочного жира от коров III опытной группы получено больше на 4,9 % (p < 0,05), молочного белка – на 2,7 % в сравнении с контролем. Наибольшее влияние на биохимический состав сыворотки крови лактирующих коров оказало 4-кратное введение тканевого биостимулятора с интервалом в 14 дней, что способствовало повышению количества общего белка на 7,4 % (p < 0,05), альбуминов на 5,0 % (p < 0,05) и АСаТ на 21,5 % (p < 0,05) в сравнении с контрольными значениями. От животных III опытной группы дополнительной прибыли получено 2 787,00 руб.
1. Ярован Н.И., Гаврикова Е.И. Использование биологически активной добавки на основе рябины и лецитина подсолнечного для нормализации оксидантно-антиокси¬дантной системы у высокопродуктивных коров в условиях промышленного комплекса // Ветеринарная патология. 2016. № 1 (55). С. 58–62.
2. Яшин И.В., Еремин С.П. Физиологическое обоснование применения тканевого препарата для коррекции естественной резис¬тентности у коров // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2010. № 1 (16). С. 53–57.
3. Использование биологически активной добавки «Гуметан» в рационах лактирующих коров / Е.А. Добрук [и др.] // Актуальные проблемы интенсивного развития животноводства. 2010. № 13 (1). С. 50–57.
4. Оценка качества нового тканевого препарата «Ника-Эм» / И.В. Ржепаковский [и др.] // Ветеринарная патология. 2016. № 2 (56). С. 54–60.
5. Муравьева Е.Д., Топчий М.В. Тканевые пре-параты растительного происхождения как источник биогенных стимуляторов // Физико-химическая биология: мат-лы VII Междунар. науч. интернет-конф. Ставрополь, 2019. С. 52–55.
6. Даричева Н.Н., Ермолаев В.А. Тканевая терапия в ветеринарной медицине: монография. Ульяновск: УГСХА, 2011. 168 с.
7. Петренко А.А., Барышников П.И. Биогенные препараты и их применение в системе лечебно-профилактических мероприятий при инфекционных болезнях животных // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2018. № 12 (218). С. 87–92.
8. Ешижамсоев Б.Д. Повышение молочной продуктивности и репродуктивных качеств коров симментальской породы на основе применения биологически активных веществ: автореф. дис. … канд. с.-х. наук. Улан-Удэ, 2012. 12 с.
9. Веревкина М.Н. Использование биологичес-ки активных веществ и адаптогенов в животноводстве / Инновации и современные технологии в сельском хозяйстве: сб. науч. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ставрополь, 2015. С. 40–45.
10. Исламов Р.Р. Изменение биохимических показателей сыворотки крови коров черно-пестрой породы при скармливании им консервированного сенажа // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2019. № 1 (75). С. 172–175.
11. Сизова Ю.В. Биохимические показатели крови коров // Вестник биотехнологии. 2016. № 1. С. 5–10.
12. Дулепинских Л.Н., Юнусова О.Ю., Сычева Л.В. Влияние белковых объемистых кор¬мов на молочную продуктивность и обмен веществ лактирующих коров // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 306–309.
13. Биохимический статус стельных коров на фоне применения Se – содержащего и тканевого препаратов / Н.Н. Малкова [и др.] // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее образование. 2020. № 3 (59). C. 74–77.
14. Shvetskiĭ A.G., Vorob'eva L.M. Effect of the nonspecific biogenic stimulators pentoxyl and mumie on metabolic processes // Voprosy Meditsinskoi Khimii. 1978. N 24 (1). P. 102–108.
15. Афанасьева А.И., Сарычев В.А. Биохимический статус крови телят черно-пестрой породы при использовании минеральной добавки из жмыха пантов маралов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2022. № 4 (210). С. 40–47.