ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (кафедра истории, профессор)
Абакан, Кабардино-Балкарская Республика, Россия
сотрудник
Шушенское, Красноярский край, Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
УДК 930.2 Методология истории. Методы изучения, основанные на письменных источниках, записях, надписях
На основе источников личного происхождения, хранящихся в фондах музея-заповедника «Шушенское», охарактеризованы проблемы учителей сельских школ Минусинского округа (уезда). В русле современной методологии – микроистории проблемы народного образования рассмотрены не с формально-правовой, организационной стороны, а изнутри, с точки зрения непосредственных участников событий – учеников, их родителей, учителей. В научный оборот впервые введены воспоминания, дневники жителей сел Шушенского и Сагайского. На основе их изучения формируется представление о проблемах организации сельских школ, трудностях коммуникативного, социокультурного характера, с которыми пришлось столкнуться учителям в Минусинском округе (уезде) в конце XIX – начале XX в. Категория сельских учителей отличалась бедностью и необеспеченностью, переживала моральные трудности. В мелких штрихах, случайных фразах, словах в текстах источников личного происхождения содержится то, что отсутствует в официальных документах: отношение крестьян, учеников к обучению, учителям, в т. ч. женщинам-педагогам. Благодаря многочисленным деталям и фактам, повседневная жизнь наполняется интересными нюансами, а учителя предстают живыми людьми.
источники личного происхождения, народное образование, воспоминания, учитель, школа, Минусинский округ (уезд)
1. Кром М.М. Историческая антропология. 2 изд., испр., доп. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 168 с.
2. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с.
3. Медведева Т.В. «Себе присвоить ум чужой...». Опыт источниковедческого синтеза в сфере источников личного происхождения нового времени // Беззаветное служение науке и образованию. К 100-летию со дня рождения О.М. Медушевской: сб. ст. по мат-лам Всерос. науч. конф. М., 2023. С. 161–168.
4. Деккер Р., Баггерман А. Жак Прессер и традиция еврейской автобиографии в Нидерландах / пер. Ю. Ткаченко // Неприкосновенный запас. 2019. № 2 (124). С. 238–256.
5. Иванова Н.Н. Видовая и внутривидовая классификация источников личного происхождения: проблемы источниковедческого анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. № 3. С. 105–110.
6. Зарецкий Ю.П. Моя жизнь для Государства. Массовая практика составления делопроизводственных автобиографий советскими людьми // Новое литературное обозрение. 2019. № 3. С. 107–127.
7. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX вв.: от рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 288 с.
8. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения. М.: Наука, 1980. 312 с.
9. Гонина Н.В. Микроистория как путь самопознания (Обзор международной конференции «V Гришаевские чтения» (23–25 ноября 2022 г., Красноярский государственный аграрный университет). URL: http://www.history.nsc.ru/news/ 2022-11-30.htm (дата обращения: 10.11.2024).
10. Пригодич Н.Д., Коробко С.С. Применение программных методов для автоматизированной обработки источников личного происхождения // Историческая информатика. 2023. № 1. С. 1–9.
11. Иващенко В.Ю. Археографические особенности публикации источников личного происхождения // Актуальные проблемы источниковедения: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 2021. С. 79–82.
12. Красиков А.Н. Начальное духовное образование в Вологодской губернии в XIX в. в свете источников личного происхождения // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 412–417.
13. Широков Ф. Ревизии духовных учебных заведений в источниках личного происхождения (по материалам воспоминаний Н.А. Ильинского) // Научные труды Самарской духовной семинарии: сб. ст. Самара, 2023. С. 104–114.
14. Острога В.М. Документы личного происхождения как источники изучения истории учительской интеллигенции Российской империи во второй половине ХІХ – начале ХХ века // Интеллигенция и мир. 2013. № 4. С. 154–165.
15. Натоко Е.В. Проблемы сибирского учительства второй половины XIX – начала XX вв. (на материалах источников личного происхождения) // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2022. С. 134–139.
16. Воспоминания об учителе Шушенской школы В.Я. Абаимова его дочери Е.В. Абаимовой-Ивановой // ШМЗ-НВ 4073.
17. Воспоминания о В.Я. Абаимове одной из его дочерей М.В. Абаимовой // ШМЗ-НВ 4072.
18. Воспоминания об отце. Александра Васильева // ШМЗ-НВ 4074.
19. Воспоминание о Василии Яковлевиче Абаимове младшей его дочери Елены Абаимовой // ШМЗ-НВ 4075.
20. Воспоминания Заверткина Д.И. Рукопись // ШМЗ-ОФ 10220.
21. Воспоминания Шишкина М.М. Рукопись // ШМЗ-ОФ 10530.
22. Терскова А.А., Кушнаренко Е.Е. Учителя церковноприходских школ Енисейской губернии в конце XIX – начале XX в.: социокультурная характеристика // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 187–197.