СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО (В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.): ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ШУШЕНСКОЕ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе источников личного происхождения, хранящихся в фондах музея-заповедника «Шушенское», охарактеризованы проблемы учителей сельских школ Минусинского округа (уезда). В русле современной методологии – микроистории проблемы народного образования рассмотрены не с формально-правовой, организационной стороны, а изнутри, с точки зрения непосредственных участников событий – учеников, их родителей, учителей. В научный оборот впервые введены воспоминания, дневники жителей сел Шушенского и Сагайского. На основе их изучения формируется представление о проблемах организации сельских школ, трудностях коммуникативного, социокультурного характера, с которыми пришлось столкнуться учителям в Минусинском округе (уезде) в конце XIX – начале XX в. Категория сельских учителей отличалась бедностью и необеспеченностью, переживала моральные трудности. В мелких штрихах, случайных фразах, словах в текстах источников личного происхождения содержится то, что отсутствует в официальных документах: отношение крестьян, учеников к обучению, учителям, в т. ч. женщинам-педагогам. Благодаря многочисленным деталям и фактам, повседневная жизнь наполняется интересными нюансами, а учителя предстают живыми людьми.

Ключевые слова:
источники личного происхождения, народное образование, воспоминания, учитель, школа, Минусинский округ (уезд)
Список литературы

1. Кром М.М. Историческая антропология. 2 изд., испр., доп. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 168 с.

2. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

3. Медведева Т.В. «Себе присвоить ум чужой...». Опыт источниковедческого синтеза в сфере источников личного происхождения нового времени // Беззаветное служение науке и образованию. К 100-летию со дня рождения О.М. Медушевской: сб. ст. по мат-лам Всерос. науч. конф. М., 2023. С. 161–168.

4. Деккер Р., Баггерман А. Жак Прессер и традиция еврейской автобиографии в Нидерландах / пер. Ю. Ткаченко // Неприкосновенный запас. 2019. № 2 (124). С. 238–256.

5. Иванова Н.Н. Видовая и внутривидовая классификация источников личного происхождения: проблемы источниковедческого анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. № 3. С. 105–110.

6. Зарецкий Ю.П. Моя жизнь для Государства. Массовая практика составления делопроизводственных автобиографий советскими людьми // Новое литературное обозрение. 2019. № 3. С. 107–127.

7. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX вв.: от рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 288 с.

8. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения. М.: Наука, 1980. 312 с.

9. Гонина Н.В. Микроистория как путь самопознания (Обзор международной конференции «V Гришаевские чтения» (23–25 ноября 2022 г., Красноярский государственный аграрный университет). URL: http://www.history.nsc.ru/news/ 2022-11-30.htm (дата обращения: 10.11.2024).

10. Пригодич Н.Д., Коробко С.С. Применение программных методов для автоматизированной обработки источников личного происхождения // Историческая информатика. 2023. № 1. С. 1–9.

11. Иващенко В.Ю. Археографические особенности публикации источников личного происхождения // Актуальные проблемы источниковедения: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 2021. С. 79–82.

12. Красиков А.Н. Начальное духовное образование в Вологодской губернии в XIX в. в свете источников личного происхождения // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 412–417.

13. Широков Ф. Ревизии духовных учебных заведений в источниках личного происхождения (по материалам воспоминаний Н.А. Ильинского) // Научные труды Самарской духовной семинарии: сб. ст. Самара, 2023. С. 104–114.

14. Острога В.М. Документы личного происхождения как источники изучения истории учительской интеллигенции Российской империи во второй половине ХІХ – начале ХХ века // Интеллигенция и мир. 2013. № 4. С. 154–165.

15. Натоко Е.В. Проблемы сибирского учительства второй половины XIX – начала XX вв. (на материалах источников личного происхождения) // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2022. С. 134–139.

16. Воспоминания об учителе Шушенской школы В.Я. Абаимова его дочери Е.В. Абаимовой-Ивановой // ШМЗ-НВ 4073.

17. Воспоминания о В.Я. Абаимове одной из его дочерей М.В. Абаимовой // ШМЗ-НВ 4072.

18. Воспоминания об отце. Александра Васильева // ШМЗ-НВ 4074.

19. Воспоминание о Василии Яковлевиче Абаимове младшей его дочери Елены Абаимовой // ШМЗ-НВ 4075.

20. Воспоминания Заверткина Д.И. Рукопись // ШМЗ-ОФ 10220.

21. Воспоминания Шишкина М.М. Рукопись // ШМЗ-ОФ 10530.

22. Терскова А.А., Кушнаренко Е.Е. Учителя церковноприходских школ Енисейской губернии в конце XIX – начале XX в.: социокультурная характеристика // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 187–197.

Войти или Создать
* Забыли пароль?