В центре внимания статьи - природа сознания в контексте кри-тики принципа очевидности сознания. Вслед за П. Рикёром показано, что классическая европейская философия, начиная с Декарта, боро-лась с такой иллюзией, как непосредственная объективность и дан-ность сознанию вещи. В свою очередь, неклассическая философия, осо-бенно в лице Маркса, Ницше и Фрейда, разоблачает еще более авто-ритетную иллюзию - иллюзию непосредственной данности сознания и самосознания. Сомнение в том, что сознание очевидным образом да-но нам в акте осознания, привело перечисленных философов к поиску скрытых для сознания оснований. Оказалось, что данные основания не только генетически задают импульсы нашему сознанию, но - самое главное - стимулируют и провоцируют ложные ментальные дейст-вия. Сознание не таково, каким себя представляет. Оно несет в себе глубину, которая скрытым для сознания образом зашифровывает первоначало - «архе» сознания, выталкивая на поверхность ложные образы, мифы, ритуалы. Стремление разоблачить скрытую природу сознания создает новые - герменевтические - интенции концептуа-лизации проблемы сознания в философии XX века: понимать сознание - значит расшифровать выражение смысла в сознании, результатом чего становится искусство интерпретации скрытых форм сознания. Сформулированы основные тезисы философии сознания П. Рикёра, обозначенные им как «семиология желания». В рамках герменевтики критикуется феноменологическая традиция понимания сознания как рефлексивная философия сознания. Акцент поставлен не на природу рефлексии, а на акт говорения и его генезис, что влечет за собой про-блему генезиса символического. В контексте обозначенной проблемы изменения восприятия сознания в современной философии проанали-зировано рассуждения Ж. Деррида о природе бессознательного. Дерри-да также принадлежит к тем философам, которые вслед за Ницше, Фрейдом и Рикёром подвергли сомнению самодостаточность и само- уверенность сознания. Выявлено, что Деррида внес постструктура-листские моменты в понимание сознания и, в частности, в понимание бессознательного как механизма differance.
сознание, самопознание, бессознательное, рефлексия, интерпретация, символическое, феноменология, герменев-тика, Ф. Ницше, З. Фрейд, П. Рикёр, Ж. Деррида
1. Библер В.С. История философии как философия (с началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник. - 1989. - М.: Нау-ка, 1989. - С. 39-55.
2. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр. И.С. Вдовиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.
3. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание: метафизи-ческие рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 287 с.
4. Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance. - Томск: Во-долей, 1999. - С. 124-158.