Российское государство является социально-ориентированным. Социальная политика государства на настоящем этапе осуществля-ется с использованием информационно-коммуникационных техноло-гий, что делает ее более доступной и своевременной, т. е. растет эф-фективность социальной политики в целом. Цель данного исследова-ния заключается в том, чтобы рассмотреть, с какими проблемами сталкивается процесс информатизации социальной политики и как эти проблемы можно решать. Проанализированы российские про-граммные документы и нормативно-правовая база по информатиза-ции социальной сферы. Показано, что информатизация социальной сферы регламентируется Федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В ста-тье проанализирован рейтинг регионов России по внедрению инфор-мационно-коммуникационных технологий, также приведены пробле-мы, с которыми сталкиваются регионы при внедрении информатиза-ции. В частности выделены проблемы нехватки квалифицированных кадров для составления техзаданий на внедрение информационных технологий в социальную сферу. Связано это с тем, что на рынке не хватает специалистов, которые в равной степени бы разбирались в социальной политике и информатизации. Также выделена проблема недостаточного финансирования, многие регионы направляют сред-ства на другие области социальной политики, тогда как налаженная информационная среда позволила бы решить очень многие проблемы социальной сферы и удешевить ее содержание для регионов, высвобож-дая дополнительные ресурсы, которые могли бы быть направлены не на текущее поддержание социальной сферы, а на ее развитие. В дан-ной статье показан опыт передовых регионов (Москва, Санкт-Петербург) по внедрению информационных технологий в социальную сферу.
социальная политика, социальные услуги, многофункциональные центры, социальное обслуживание, информа-тизация
1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Феде-рации: федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. - М., 2013.
2. Сочнева Е.Н. Основные направления социальной политики россий-ского государства на современном этапе / Краснояр. фил. Санкт-Петербургского ин-та внешнеэконом. связей, экономики и права. - Красноярск, 2014. - 236 с.
3. Сочнева Е.Н. Наращивание человеческого капитала как важное направление социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 235-238.
4. Сочнева Е.Н. Социальный аудит: институциональный подход / Че-ловек и труд. - 2009. - № 11. - С. 50-52.
5. Bagdasaryan I.S., Almabekova O.A., Karaseva M.V. et al. Automation of information base development for multilingual adaptive training technologies. SGEM 2015 international multidisciplinary scien-tific conference on social sciences and arts 2-nd international multidisci-plinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. С. 81-88.
6. Bagdasarian I., Almabekova O.A., Vasileva Z.A. et al. Benefits and challenges of social media utilisation for academic purpos-es: faculty perspective SGEM 2015 international multidisciplinary scien-tific conference on social sciences and arts 2-nd international multidisci-plinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. С. 97-103.
7. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35953.
8. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг // Министерство экономического развития. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/mfc.
9. Названы приоритеты Санкт-Петербурга в информатизации. - URL: http://www.cnews.ru/news/line/2015-10-09_nazvany_prioritety_sanktpeterburga _v_informatizatsii.
10. Москва стала одним из мировых лидеров в реализации концепции Data Driven City (DDC) - использования информационных техноло-гий, повышающих эффективность управления городом. - URL: https://www.mos.ru/news/item/13254073.
11. Информатизация регионов (рынок России). - URL: http://www.tadviser.ru/index.php.