Цель данного исследования - историко-философская реконструк-ция феноменолого-онтологического замысла Г.Г. Шпета в контексте развития гуманитарной мысли начала XX века, переживающей кри-зис научной рациональности. Объектом исследования является шпе-товская интерпретация понятия научной рациональности. Предме-том исследования выступает экспликация методологических основа-ний в рамках проекта Г.Г. Шпета. Новизна предлагаемого исследова-ния заключается в попытке кросс-культурного и метафилософского рассмотрения философского проекта Г.Г. Шпета в сравнении с фено-менологическим проектом Э. Гуссерля и философским проектом Л. Шестова. Указывается роль проекта Г.Г. Шпета в контексте раз-вернувшейся в начале XX века полемики относительно статуса разу-ма, науки и научной рациональности. Репрезентация отмеченного ракурса шпетовской философии становится возможна благодаря рас-смотрению исторической динамики ее развития, а также посредст-вом проблематизации шпетовского подхода к анализу культуры в ка-честве топоса бытия разума. В результате феноменолого-онтологический замысел Г.Г. Шпета реактуализируется автором в качестве динамичного проекта, реализуемого от методологической рефлексии в направлении антропологии культуры. Это позволяет интерпретировать проект Г.Г. Шпета в качестве одного из вариан-тов решения проблемы кризиса научной рациональности, а также од-ного из оснований новой научной рациональности. Обоснование этой идеи становится возможным благодаря категориальному анализу концепта субъекта в философии Шпета, а также выявлению мета-физических оснований его бытия в мире культуры. Последовательно анализируется познавательный процесс. Гносеология Шпета анали-зируется автором с позиций выявления соотношений между катего-риями «онтическое» и «онтологическое». В целом рассмотрение фило-софского проекта Г.Г. Шпета осуществляется с позиций методологии науки, антропологии культуры, историко-философского исследования.
наука, философия, разум, рациональность, субъект, культура
1. Круглов В.Л. Человек эпохи «модерн»: антропология культуры как критика децентрированного разума. - Красноярск, 2009. - 240 с.
2. Мазаева О.Г. Исследование творческого наследия Г.Г. Шпета на шестых Шпетовских чтениях // Феноменолого-онтологический замысел Г.Г. Шпета и гуманитарные проекты XX-XXI веков: сб. ст. и мат-лов междунар. науч. конф. (1-7 июня 2015 г.) / отв. ред. О.Г. Мазаева. - Томск: Изд-во ТГУ, 2015. - 500 с.
3. Микешина Л.А. Густав Шпет и современная философия науки // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 464.
4. Шестов Л. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) // Вопросы философии. - 1989. - № 1.
5. Шпет Г.Г. Мудрость или разум? // Шпет Г.Г. Философские этюды. - М.: Прогресс, 1994. - С. 222-236.
6. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы // Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2005. - 688 с.