Становление системы трипартизма в России, начавшееся в 1990-е годы, прошло сложный путь. В результате в научной литературе сформировалось понятие трипартизма, что, в свою очередь, позволи-ло выделить и рассмотреть его институциональные признаки. Суще-ствует несколько классификаций форм социального партнерства. Это подтверждает многогранность данного явления. Особая роль в сложившейся системе отношений принадлежит государству. Его ак-тивная политика направлена на развитие и укрепление взаимоотно-шений между ассоциациями работников и работодателей. Правовой треугольник «Ассоциация профсоюзов - Ассоциация работодателей - Правительство РФ» осуществляет свою деятельность с целью пре-дотвращения серьезных конфликтов между работниками и работо-дателями на всех уровнях развития социально-трудовых отношений. Тем самым закрепилась за системой трипартизма роль направления государственной политики в сфере трудовых и социальных отноше-ний в современной России. Система трипартиских взаимных консуль-таций нашла свое закрепление в законодательстве. Нормативное ре-гулирование позволило профсоюзам занять прочные позиции в сло-жившейся системе взаимодействия и расширить возможности влия-ния на государство и бизнес. На современном этапе удалось изменить политико-социальную направленность взаимодействия треугольника «Ассоциация профсоюзов - Ассоциация работодателей - Правитель-ство РФ», характерную для конца ХХ века, на социально-трудовую (а в некоторых вопросах предоставление даже бытовых гарантий). Од-нако следует отметить некоторую пассивность в деятельности первичных профсоюзных организаций. Данное явление возможно пре-одолеть повышением правовой грамотности самих работников и бо-лее активным вовлечением их в организацию работы предприятий.
трипартизм, социальное партнерство, госу-дарство, трудовые отношения, трудовое право
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Cт. 4398.
2. Аверин А. Социальное партнерство и его основные виды // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 3. - С. 31-37.
3. Великанов А.П. Принципы государственного участия в системе трипартизма // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 222-224.
4. Комалова П.М., Шейхова П.М. Специфика российской модели социального партнерства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 8. - С. 83-87.
5. Комаровский В., Садовская Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России. - М.: Изд-во МЭиМО, 2010. - 211 с.
6. Малышев М.А. Трипартизм в системе социального партнерства // Социология власти. - 2008. - № 1. - С. 63-70.
7. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. - М., 2003. - 440 с.
8. Михеева В. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.
9. Прасолов В.И. Проблемы развития института трипартизма в современной России // Власть. - 2011. - № 3. - С. 38-40.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
11. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М.: Мысль, 1996. - 199 с.
12. Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. - 258 с.
13. Шипитько А.Б. Современные модели партнерства в социально-трудовой сфере // Известия Саратовского университета. Т. 13. Сер. Социология. Политология. - 2013. - Вып. 1. - С. 36-40.