Никакая демократизация и никакие экономические преобразова- ния не приведут нашу страну к успеху без прогресса, в том числе в об- ласти образования. Поэтому не вызывает сомнений, что сегодняш- няя образовательная и воспитательная политика должна, прежде всего, повернуться лицом к человеку, привести к духовному обогаще- нию молодых людей. В связи с этим особый практический смысл при- обретают проблемы научного анализа и обобщения исторического опыта образовательного строительства в России и ее регионах со- ветского периода. Для нас является поучительным не только поло- жительный опыт, но и негативные уроки прошлого. В этом и состо- ит, на наш взгляд, основная концепция представленного исследования, которое освещает особенности развития и модернизации системы образования в период НЭПа на территории Сибири, являющейся то- гда социально-политической и экономической окраиной России. Также показывается специфика российской системы образования того вре- мени. Отмечается, что новая революционная власть старалась по- стоянно реформировать систему образования и воспитания в стра- не, подгоняя ее под свои идеологические воззрения и теоретические выкладки. Исходя из принципа объективности, анализируются как плюсы, так и минусы такого подхода к обучению молодого поколения. Исследуя местные процессы в культурно-образовательной области общественной жизни Сибири 1920-х гг., особенности развития и мо- дернизации системы образования в Сибири в период НЭПа, автор стремился одновременно показать историю развития образования всей страны и выявить специфику реформирования образовательных учреждений различных уровней. Несомненно, Советская власть внесла значительный, как положительный, так и отрицательный, вклад в систему обучения подрастающего поколения России. Поэтому анализэтого опыта будет полезен и для сегодняшнего развития нашей страны.
новая экономическая политика, система об- разования, модернизация, советизация, образовательные учреждения, Сибирский регион, местная власть, РКП(б), институты, универси- теты, В.И. Ленин, Народный комиссариат просвещения
1. Бакшеев А.И. Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С.Пушкина. - 2013. - № 3. - Т. 4. История. - С. 102-110
2. Бакшеев А.И. Истоки и развитие советской культуры (октябрь 1917- 1929 гг.) / Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2005. - 144 с
3. Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение): декрет ВЦИК от 16.10.1918. - URL: http: // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm.
4. Бакшеев А.И. Проблемы функционирования советского государственного аппарата Сибири в первой половине 1920-х гг. // Вестн. Сиб. юрид. ин-та МВД России. - 2011. - № 1. - С. 123-131.
5. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьно- го образования в Сибири в период двадцатых годов (1920-1931 гг.). - М.: Прометей, 1992. - 120 с
6. Лукиева Е.Б. Некоторые вопросы создания системы подготовки на- циональных педагогических кадров в Западной Сибири в 20-е годы // Вестн. ТГПУ. - 2000. - Вып. 4. - С. 11-15
7. Троцкий Л. Мысли о партии // Задачи ХІІ съезда РКП. - М., 1923
8. Степанова Е.Б. Школа национальных меньшинств Западной Сибири в 20-е годы // Мат-лы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера. - Томск, 1996. - С. 178-192.
9. Бакшеев А.И. К вопросу о теоретических основах советской государственности (исторический аспект) // Вестн. КрасГАУ. - 2006. - № 6. - С. 68-73.
10. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2004. - 261 с
11. Боженко Л.И. К истории восстановления юридического факультета Томского университета (конец XIX - начало 50-х гг. XX в.) // Историческая наука на рубеже веков. - Томск, 1999. - Т. 3. - С. 190-195.
12. Красная газета. - 1924. - 6 мая
13. Бакшеев А.И. Опыт и проблемы взаимоотношений советов и партийных организаций Восточной Сибири (1921-1925 гг.): дис. … канд. ист. наук / Иркут. гос. ун-т. - Иркутск, 1992. - 232 с.
14. Рогачев А.Г. История Красноярского края с древнейших времен до современности: культура, экономика, быт, право и особенности управления: учеб. пособие / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красно- ярск, 2015. - 180 с