Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – изучить сложившуюся ситуацию на рынке леса, сформировавшиеся и возможные маршруты лесной логистики, выявить проблемы экспорта леса и возможные пути их решения. Проанализирована сложившаяся ситуация на рынке леса и пиломатериалов, выявлены основные проблемы в лесной логистике, сложившиеся из-за внешних и внутренних факторов. Экспорт древесины – одна из основных статей доходов для Российской Федерации, ряда ее регионов, занимающихся экспортом леса (Архангельская, Вологодская, Иркутская и Томская области, Республика Коми и Карелия, Красноярский край). Северо-Западные регионы поставляли лес и пиломатериалы в основном в страны Европы, в меньшей степени в азиатские государства. Лес из Сибири традиционно экспортировался в Китай, Японию, Южную Корею и азиатские страны. Введенные санкции изменили направление лесной логистики северо-запада России, перенаправив грузовые потоки на Восток. Изменения в лесной логистике и низкая пропускная способность железнодорожных магистралей Транссиб и БАМ привели к столкновению интересов компаний-заготовителей, экспортеров и регионов. Рассмотрены маршруты транспортировки леса и пиломатериалов: сухопутный − железнодорожный, Северный морской путь, комбинированный транспортный коридор «Север-Юг». Каждый из перечисленных маршрутов имеет свои плюсы и минусы. Наиболее приемлемым путем для лесной логистики сибирского леса был и остается железнодорожный путь по магистралям Транссиба и БАМа. Новые геополитические изменения заставили активнее работать над модернизацией действующих станций и строить новые перегоны. Остается проблема Восточного полигона, необходимость модернизации восточных портов, неразвитость инфраструктуры, нехватка специалистов и др. В качестве альтернативных вариантов рассмотрен ввод в эксплуатацию Тихоокеанской железной дороги с выходом в порт «Эльга» на побережье Тихого океана и строительство порта в Тугыл на реке Иртыш с подведением к нему железной дороги.

Ключевые слова:
лесная логистика, лесозаготовки, экспортные перевозки, железнодорожная магистраль, морской и комбинированный путь
Список литературы

1. Экспорт леса: новые направления. URL: https:// fores tcomplex.ru/logistics/ eksport-lesa-v-2023-novye-napravleniya. (дата обращения: 10.11.2024).

2. Гришкова Д.Ю., Чигрин Н.С. Анализ логистических рисков в условиях переориентации грузопотоков в восточном направлении // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2024. № 2. С. 83–89.

3. Быкадоров С.А., Чернова С.Г. Транспортно-логистические аспекты сибирского экспортно ориентированного зернового рынка // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 1. С. 50–60.

4. Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2023 г. URL: https://rcit.su/article159.html (дата обращения: 22.11.2024).

5. Серводпуть: история и перспективы. URL: https://tass.ru/ekonomika/20118387 (дата обращения: 10.11.2024).

6. Что такое транспортный коридор «Север-Юг» // Коммерсантъ. 2024. 1 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6679748 (дата обращения: 10.11.2024).

7. Быкадоров С.А., Кибалов Е.Б. Межрегиональные крупномасштабные железнодорожные проекты: оценка сравнительной эффективности проектных альтернатив // Регион: экономика и социология. 2023. № 4 (120). С. 217–237.

8. Быкадоров С.А., Кибалов Е.Б., Пятаев М.В. Байкало-Амурская магистраль: история трансформации // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2024. № 4. С. 73–83.

9. В Приамурье и Хабаровском крае открыли движение по вторым путям на двух перегонах БАМа. URL: https://tass.ru/ekonomika /21503415. (дата обращения: 10.11.2024).

10. Тихоокеанская железная дорога. URL: https://www. tadviser.ru/index.php (дата обращения: 28.11.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?